Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
в присутствии представителей по средства программы по средства программы "trueconf":
от заказчика - Лебедева М.Ю, Попков В.Д., Голобову М.А.
от ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" - Трофимов В.В., Зеленин А.Н.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края поступили сведениями о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" по факту проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004722000334 Определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Александровского МО, Андроповского МО, Апанасенковского МО, Арзгирского МО, Буденновского МО, Грачевского МО, Кочубеевского МО, Красногвардейского МО, Левокумского МО, Новоселицкого МО, Предгорного МО, Труновского МО, Туркменского МО, Шпаковского МО, Благодарненского ГО, Георгиевского ГО, города-курорта Ессентуки, Изобильненского ГО, Ипатовского ГО, города-курорта Кисловодска, Минераловодского ГО, Нефтекумского ГО, Новоалександровского ГО, Петровского ГО, города-курорта Пятигорска, города Ставрополя Ставропольского края для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
06.06.2022 между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - Заказчик) и ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен Контракт N 68.
Согласно пояснений заказчика: в соответствии с пунктом 4.1.1. раздела 4 "Права и обязанности сторон" Контракта, Подрядчик обязан:
- " Выполнить своевременно и надлежащим образом принятые на себя обязательства, предусмотренные Контрактом, Техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, не допускать отклонений от Технического задания (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Сдать работу Государственному заказчику в состоянии, отвечающем экологическим требованиям, а также действующему законодательству и нормативно-техническим документам.".
Согласно пункту 3.2. раздела 3 "Сроки и место выполнения работ" государственного контракта, окончание выполнения работ
-1 этап в 2022 году - 31 августа 2022 года.
-2 этап в 2023 году - 31 марта 2023 года.
-3 этап в 2024 году - 29 марта 2024 года.
В соответствии с пунктом 5.1. раздела 5 "5.1. После завершения выполнения работ в течение 2 (двух) рабочих дней Подрядчик в письменной форсе уведомляет Государственного заказчика о выполненных работах, детедает Государственному заказчику: сопроводительное письмо (уведомление о выполненных работах), счет на оплату предъявленный на имя Государственного Заказчика, и в двух экземплярах первичные учетные документы: акты выполненных работ, отчетную документацию в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение.".
По состоянию на 01.09,2022 года министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в ходе проверки представленной отчетной документации в бумажном и электронном виде, направленной ООО "ЗемСтройПроект" сопроводительным письмом (исх. от 15.08.2022 N15-08) по Контракту были выявлены следующие замечания:
1) Отсутствует в бумажном варианте Книга 5 Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта;
2) Длина водотока б. 4-й Челбас, представленная в отчете, составляет - 7,53 км. Ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (далее соответственно- ВОЗ, ПЗП) - 50 м. Общая протяженность водного объекта на территории Краснодарского края и Ставропольского края составляет более 10 км, соответственно ширина ВОЗ должна составить - 100 м;
3) Длина водотока б. без названия в 2 км восток от г. Минеральные Воды, представленная в отчете, составляет - 5,85 км. Ширина ВОЗ и ПЗП -50 м. Протяженность водного объекта на территории Минераловодского МО и Георгиевского МО более 10 км/ соответственно ширина водоохранной зоны должна составить - 100 м;
4) Длина водотока б. Гороховая, представленная в отчете, составляет - 9,98 км, тогда как общая протяженность береговой линии, указанная в отчете - 20,52 км, соответственно ширина ВОЗ должна составить - 100 м;
5) Длина водотока б. Горькая (у п. Ставропольский), представленная в отчете, составляет - 10,20 км. Ширина ВОЗ - 100 м, ПЗП -50-м. На картографическом материале ширина ВОЗ составляет - 200 м;
Представленный картографический материал М 1:10000 и 1:2000 не позволяет определить правильность установления береговых линий (границ водных объектов), а так же ширину, конфигурацию береговых линий водных объектов и точность определения координат характерных точек данных границ с применением картометрического способа. На картографическом материале М 1:10000 береговые линии (границы водных объектов), а так же прибрежные защитные полосы и водоохранные зоны отображены со смещением относительно представленной картографической основы. Представленные графические материалы должны быть отображены на актуальном картометрическом материале, полученном в ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД";
7) При проверке береговых линий (границ водных объектов), прибрежных защитных полос и водоохранных зон выявлено, что не все озера, расположенные в русле водных объектов, учтены;
8) В представленном отчете не представлены все согласования по местам размещения специальных информационных знаков. В состав отчета включены согласования только с администрациями Александровского МО, Арзгирского МО, Грачевского МО;
9) Количество специальных информационных знаков не соответствует требованиям технического задания. Места размещения специальных информационных знаков определены только по 20-ти водным объектам, всего по техническому заданию - 57 водных объектов (I этап);
10) Отсутствует письмо филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, подтверждающее внесение сведений о границах зон с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, Подрядчик не представил в полном объеме результаты работ по Контракту, тем самым не исполнил работы по 1 этапу в 2022 г. в срок (31.08.2022).
Более того, в письме от 17.08.2022 N' 03/05-9857 Государственный заказчик проинформировал Подрядчика о необходимости передачи результатов работ в ГКУ СК "Управление СКССПН" и уведомления Государственного заказчика о предоставлении результатов работ по 1 этапу в 2022 году. Однако уведомление в адрес Государственного заказчика так и не поступало.
В связи с вышеизложенным заказчиком принято решение о расторжении контракта.
При этом комиссия установила:
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации-обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Ч. 2, 3 ст. 715 ГК РФ установлено следующее:
2. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
согласно проекта контракта:
3.1. Работы по настоящему Контракту должны быть начаты и завершены в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
3.2. Начало работ - с момента заключения Контракта.
Окончание выполнения работ:
-1 этап в 2022 году - 31 августа 2022 года.
-2 этап в 2023 году - 31 марта 2023 года.
-3 этап в 2024 году - 29 марта 2024 года.
3.3. Место выполнения работ - Ставропольский край.
4.3.1. Заказчик обязан, Проводить проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта.
Государственный заказчик проводит экспертизу результатов работ, предусмотренных Контрактом, самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ).
4.3.2. Производить оплату выполненных работ в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
5.1 После завершения выполнения работ в течение 2 (двух) рабочих дней Подрядчик в письменной форме уведомляет Государственного заказчика о выполненных работах, передаёт Государственному заказчику: сопроводительное письмо (уведомление о выполненных работах), счет на оплату предъявленный на имя Государственного Заказчика, и в двух экземплярах первичные учетные документы: акты выполненных работ, отчетную документацию в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение.
При этом, согласно технического задания: Результатом оказания услуг является письмо филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, подтверждающее внесение сведений о границах зон с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости.
Так же в материалах дела имеется переписка между Заказчиком и ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ", согласно которой:
Письмом N 01-08 от "03" августа 2022 г., ООО "ЗСП" уведомило Заказчика о том, что в соответствии с разъяснениями предоставленными в рамках проведения открытого конкурса N 0121200004722000334 письмо филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, подтверждающее внесение сведений о границах зон с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) предоставляется по окончанию выполнения работ по всем этапам Контракта.
ООО "ЗемСтройПроект" уведомило Заказчика о том, что планируемый срок направления всей отчетной документации согласно 1 этапу, запланирован на 12-15 августа. При этом, указало, что в случае отсутствия приказа, раздел "Книга 5. Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта - описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, включающее перечень координат характерных точек зон в системе координат, с использованием которой осуществляется ведение ЕГРН" будет направлен без него.
Письмом N 15-08 от "15" августа 2022 г., ООО "ЗСП" направило в адрес Заказчика отчетную документацию по 1 этапу работ в соответствии с техническим Заданием в бумажном (в * 1 экз.) и электронном виде (в 2 экз.).
Письмом N 18-08 от "17" августа 2022 г., ООО "ЗСП" направило в адрес Заказчика уведомление о завершении работ, а также счет на оплату, акт выполненных работ.
Таким образом ООО "ЗемСтройПроект" не только приступило к выполнению работ, но и в установлены срок завершило виды работ 1 этапа.
Как разъяснено в пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Так, согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила комиссия:
В силу пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" со стороны ООО "ЗемСтройПроект" были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании вышеизложенного, видно ООО "ЗемСтройПроект" после заключения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела ООО "ЗемСтройПроект" предоставлены документы (переписка) с заказчиком.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует доказательства, факты, документы свидетельствующие о намеренном не исполнении условий контракта со стороны ООО "ЗемСтройПроект", игнорировании требований заказчика и т.д.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Так исходя из материалов дела установлен факт подачи искового заявления ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" о взыскании задолженности по оплате фактически выполненных работ по Контракту и наличия между сторонами гражданско-правового спора по факту выполненных работ и его расторжения.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 октября 2022 г. N 026/10/104-1834/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2022