Резолютивная часть решения оглашена 07.10.2022 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Контракт" (г.Сочи) на положения извещения об электронном аукционе на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества (выполнение работ по капитальному ремонту нежилого здания УМВД России по Владимирской области) (извещение N 0128100000822000062) в присутствии представителя заказчика - УМВД России по Владимирской области
ООО "Контракт" явку своего представителя на заседании Комиссии Владимирского УФАС России не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-694/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
30.09.2022 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" (далее ООО "Контракт", заявитель) на положения извещения об электронном аукционе на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества (выполнение работ по капитальному ремонту нежилого здания УМВД России по Владимирской области) (извещение N 0128100000822000062).
1. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в извещении о проведении закупки установлено требование о наличии в составе заявки на участие в закупке копии или оригинала выписки из реестра членов саморегулируемой организации (по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86), подтверждающая, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 и частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, с 01.09.2022 года в соответствии со статьей 55.17 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N 945 предусмотрено ведение Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательств, включающего сведения о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в данном реестре подлежат размещению в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. В силу этого требование предоставления именно и только выписки из реестра, является неправомерным, есть иные способы проверки членства участника в СРО.
2. В нарушение требований части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком установлено незаконное требование к содержанию заявки участника, а именно - предложение участника о цене контракта, за исключением случаев, предусмотренного пунктом 4 настоящего раздела. Участник не может в заявке указать предложение о цене контракта, поскольку закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок.
3. В нарушение положений статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в пункте 14 проекта контракта неверно установил возможное применение антидемпинговых мер.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку осуществления закупки, признать в действиях заказчика нарушения законодательства РФ, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, привлечь к ответственности виновных лиц.
Представитель заказчика по существу жалобы пояснил следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ участниками закупки могут быть только индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частей 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
В извещении об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ участниками закупки могут быть только индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ:
- участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств которой сформирован в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- совокупный размер обязательств участника закупки (члена саморегулируемой организации) по договорам, указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Участник закупки в составе заявки предоставляет Выписку (либо копию выписки) из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи))."
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны запросить подтверждающие документы. Требование установлено в подпункте "н" пункта 1 приложения N 3 к извещению об Аукционе:
"1. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
Копия или оригинал выписки из реестра членов саморегулируемой организации (по форме утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86), подтверждающая, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1. и ч. 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.".
В соответствии с новой редакцией статьи 55.17 ГрК РФ, вступившей в силу с 01.09.2022, предоставление выписок из реестра членов СРО отменяется. Документ, подтверждающий соответствие установленным требованиям законодательно не определен. С учетом требований Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования о предоставлении соответствующих документов (выписка СРО). Вместе с тем, официальные разъяснения по данному вопросу вышли только 03.10.2022 (совместное письмо Минфин России N 24-01-07/95279 и Минстрой России N Б0737-СИ/02). При этом Комиссия заказчика в соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе при подведении итогов Аукциона самостоятельно проверяла участника на соответствие установленному требованию, исходя из предоставленных данных.
На основании вышеизложенного доводы Заявителя необоснованны, а действия Заказчика соответствуют требованиям статьи 43 Закона о контрактной системе.
Относительно 2 довода Заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе в приложении N 3 к извещению об Аукционе в пункте 3 установлено требование о содержании в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта. Вместе с тем, с приложении N 3 к извещению об Аукционе установлен "Порядок подачи заявок участником закупки", согласно пункту 7 которого" участники закупки, подавшие в соответствии с Законом о контрактной системе заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе).
Кроме того, в таблице "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" содержится требование: "Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе".
Вместе с тем, необходимо отметить, что рассматриваемая закупка проводится в форме электронного аукциона. Процедура проведение электронного аукциона регламентирована статьей 49 Закона о контрактной системе. В соответствии с указанной нормой процедура подачи ценовых предложений осуществляется на электронной площадке, Оператор электронной площадки формирует протокол подачи ценовых предложений, контракт заключается по итогам проведения процедуры подачи ценовых предложений. Таким образом, в случае, если участник закупки в форме электронного аукциона укажет в составе своей заявки предложение о цене контракта, то указанная информация не будет являться основанием для заключения контракта с данным участником.
На основании вышеизложенного доводы Заявителя необоснованны, а действия Заказчика соответствуют требованиям статьи 43 и части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Относительно 3 довода Заявителя.
Извещением об Аукционе установлены требования к обеспечению исполнения контракта:
"Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2-7.3 ст. 96 Закона о контрактной системе. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Факт внесения денежных средств на счет заказчика подтверждается платежным документом с отметкой банка об оплате. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки".
Вместе с тем, в пункте 2 раздела 14 проекта контракта установлено условие о применении антидемпинговых мер:
"2. В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если участником закупки, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 1 настоящего раздела, или информации, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в пункте 1 настоящего раздела.".
При этом Заказчиком допущена ошибка и применена норма Закона о контрактной системе, несоответствующая начальной (максимальной) цене контракта, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, но не менее чем десять процентов от цены заключаемого контракта и не менее размера аванса.
Положения Проекта контракта, устанавливающие применение антидемпинговых мер, не соответствуют положениям части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 5531 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В этой связи в извещении об осуществлении закупки на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в реализацию положений пункта 1 части 1 и части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно, за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно также содержать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки. Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут быть таким законодательством не предусмотрены, в связи с чем подтверждающие документы устанавливаются в извещении об осуществлении закупки и, соответственно, представляются в заявке на участие в закупке, если такие документы предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 5517 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривающие:
исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
С учетом положений части 2 статьи 71 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315- ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации: требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении вышеуказанного электронного аукциона заказчиком установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке копии или оригинала выписки из реестра членов саморегулируемой организации (по форме утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86), подтверждающая, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1. и ч. 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного, Комиссия полагает жалобу по данному доводу обоснованной.
2. В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей части).
Аналогичное требование установлено в приложении N 3 к извещению о проведении электронного аукциона "Порядок подачи заявок участником закупки".
В силу изложенного, Комиссия не усматривает нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при установлении заказчиком указанного требования.
3. В соответствии с часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Начальная (максимальная) цена контракта указанной закупки составляет 15 465 200,00 рублей.
В нарушение требований статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок разделом 14 проекта контракта заказчиком предусмотрено применение антидемпинговых мер, не соответствующих начальной (максимальной цене) контракта в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, жалоба по данному доводу является обоснованной.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0128100000822000062 на участие в указанном электронном аукционе были поданы две заявки, они были допущены к участию в закупке. По итогам проведения закупки, победителем был признан участник закупки с ценовым предложением 14 227 984,24 рублей.
Таким образом, допущенные заказчиком нарушения не повлияли на результаты закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Контракт" на положения извещения об электронном аукционе на выполнение работ на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества (выполнение работ по капитальному ремонту нежилого здания УМВД России по Владимирской области) (извещение N 0128100000822000062) по доводам изложенным в ней, частично обоснованной (в части нарушения заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 31, статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выносить, поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 октября 2022 г. N 033/06/31-694/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2022