Резолютивная часть решения оглашена 11.10.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ЭкоЛогика" (г. Санкт-Петербург) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации нефтепродуктов на земельном участке, расположенном по адресу: Вязниковский район, п. Октябрьский, ул. Советская, за домом 65, с кадастровым номером 33:08:120108:57 для нужд администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (N закупки 0128300009122000389)
10.10.2022 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 11.10.2022 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/48-697/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
04.10.2022 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭкоЛогика" (далее Общество, заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации нефтепродуктов на земельном участке, расположенном по адресу: Вязниковский район, п. Октябрьский, ул. Советская, за домом 65, с кадастровым номером 33:08:120108:57 для нужд администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (N закупки 0128300009122000389).
Заявитель в своей жалобе изложил следующее.
30.09.2022 по результатам подведения итогов определения поставщика 0128300009122000389 заявка ООО "ЭкоЛогика" была отклонена на основании несоответствия участника закупки требованиям, установленным в п.1.15 приложения N3 к извещению об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего
Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона: 1) в представленной лицензии отсутствуют следующие виды работ по предмету контракта: утилизация и обезвреживание отходов IV класса опасности по требуемому в соответствии с приложением N2 к извещению коду отхода по ФККО; 2) представленная лицензия иного хозяйствующего субъекта и договор субподряда с ним не соответствует требованиям извещения, поскольку в п.1.15 приложения N3 к извещению отсутствует требование о предоставлении участником закупки лицензии иных хозяйствующих субъектов, состоящих в договорных и иных отношениях с участником закупки.
ООО "ЭкоЛогика" не согласно с указанным отклонением ввиду следующего.
В составе заявки на участие ООО "ЭкоЛогика" Заказчику были направлены, в том числе, следующие документы:
- Копия лицензии ООО "ЭкоЛогика" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности в части сбора, транспортирования отходов I-IV класса опасности, серия 78 N 00349 от 05.09.2016 г. В приложении к лицензии указан, в том числе, отход "Грунт, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), код ФККО 93110003394, виды деятельности - сбор, транспортирование.
- копия договора на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, заключенного между ООО "ЭкоЛогика" и ООО "ТЕХЭКОПРОМ", N 301221/1 от 30.12.2021 г.
- копия лицензии ООО "ТЕХЭКОПРОМ" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов II-IV класса опасности в части сбора, утилизации, обезвреживания отходов II-IV класса опасности, N (78)-8797-СУБ от 20.01.2020 г. В приложении к лицензии, в том числе, указан отход "Природные материалы, загрязнённые нефтью или нефтепродуктами, направляемые на обезвреживание при ликвидации загрязнений", код ФККО 93110000000, виды деятельности - сбор, утилизация.
- документ пояснительного характера, относящийся к лицензии ООО "ТЕХЭКОПРОМ" и содержащий информацию, подтверждающую законную возможность ООО "ТЕХЭКОПРОМ" оказывать услуги по сбору, утилизации, обезвреживанию отхода "Грунт, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), код ФККО 93110003394, относящегося к группе отходов "Природные материалы, загрязнённые нефтью или нефтепродуктами, направляемые на обезвреживание при ликвидации загрязнений", код ФККО 93110000000.
Данный перечень документов позволяет ООО "ЭкоЛогика" на законных основаниях оказать весь перечень услуг и подтверждает полное соответствие Общества требованиям заказчика.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать аукционной комиссии предписание об устранении допущенных правонарушений.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель пояснил следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.09.2022 заявка заявителя с идентификационным номером 2 отклонена в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно несоответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1.15 приложения N3 к извещению об осуществлении закупки соответствию части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона: 1) в представленной лицензии отсутствуют следующие виды работ по предмету контракта: утилизация и обезвреживание отходов IV класса опасности по требуемому в соответствии с приложением N2 к извещению коду отхода по ФККО; 2) представленная лицензия иного хозяйствующего субъекта и договор субподряда с ним не соответствует требованиям извещения, поскольку в пункте 1.15 приложения N3 к извещению отсутствует требование о предоставлении участником закупки лицензии иных хозяйствующих субъектов, состоящих в договорных и иных отношениях с участником закупки.
Согласно пункту 1.15 приложения N 3 к извещению в составе заявки на участие в закупке необходимо предоставить копию лицензии или и/или записи в реестре лицензий и/или выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа и составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", на право оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, с видами услуг по предмету контракта (пункт 5 части 4 статьи 1 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Виды услуг (работ) в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к извещению:
1. Очистка земельного участка от нефтепродуктов:
- работа по сбору загрязнённого грунта (далее - отходы);
2. Транспортирование отходов на специализированные места размещения отходов. Перевозка отходов производится способом, неприводящим к загрязнению территории и окружающей среды;
3. Размещение/утилизация отходов на специализированных местах размещения отходов;
4. Обезвреживание изъятых отходов на специализированных местах;
5. Приведение территории земельного участка к дальнейшему пригодному использованию: подсыпка грунтом, песком или иным незагрязнённым природным материалом (в объеме вывезенного грунта);
6. Проведение фото/видеофиксации всех видов проведения работ с представлением результатов Заказчику.
В составе заявки заявителя представлена копия лицензии ООО "ЭкоЛогика" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с видами работ по сбору и транспортированию отходов по требуемому, в соответствии с пунктом 3 приложения N 2 к извещению IV классу опасности и коду отхода по ФККО 9 31 1000 33 94.
Дополнительно в составе заявки Заявителя представлена лицензия и договор с субподрядной организацией ООО "Техэкопром".
Данная лицензия не соответствует требованиям извещения, поскольку выдана иному хозяйствующему субъекту, а не участнику закупки.
Таким образом, заявителем не выполнены требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктом 1.15 приложения N 3 к извещению.
Исходя из изложенного, нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128300009122000389 со стороны конкурсной комиссии не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.10.2022 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации нефтепродуктов на земельном участке, расположенном по адресу: Вязниковский район, п. Октябрьский, ул. Советская, за домом 65, с кадастровым номером 33:08:120108:57 для нужд администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (N закупки 0128300009122000389).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 400 000 рублей.
В соответствии с подпунктом а пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закон о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Закона о контрактной системе в сфере закупок) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Закона о контрактной системе в сфере закупок (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчиком, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено требование о предоставлении участниками закупки копии лицензии и/или записи в реестре лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа и составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий": на право оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, с видами услуг по предмету контракта.
В соответствии с пунктом 4 приложения к контракту заказчику необходимы следующие виды услуг (работ):
1. Очистка земельного участка от нефтепродуктов:
- работа по сбору загрязнённого грунта (далее - отходы);
2. Транспортирование отходов на специализированные места размещения отходов. Перевозка отходов производится способом, неприводящим к загрязнению территории и окружающей среды;
3. Размещение/утилизация отходов на специализированных местах размещения отходов;
4. Обезвреживание изъятых отходов на специализированных местах;
5. Приведение территории земельного участка к дальнейшему пригодному использованию: подсыпка грунтом, песком или иным незагрязнённым природным материалом (в объеме вывезенного грунта);
6. Проведение фото/видеофиксации всех видов проведения работ с представлением результатов Заказчику.
Участником закупки ООО "ЭкоЛогика" в составе заявке представлены следующие документы:
-копия лицензии выданная ООО "ЭкоЛогика" от 05.09.2016 со сроком действия: бессрочно; с видами деятельности: сбор отходов I-IV класса опасности, транспортирование отходов I-IV класса опасности.
Таким образом, в указанной лицензии отсутствуют такие виды деятельности как, утилизация, обезвреживание, отходов I-IV классов опасности.
- копия лицензии выданная ООО "ТЕХЭКОПРОМ" от 20.01.2020 со сроком действия: бессрочно; с видами деятельности: сбор, утилизация, обезвреживание.
- договор N301221/1 от 30.12.2021 заключенный между ООО "ЭкоЛогика" и ООО "ТЕХЭКОПРОМ" на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов.
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что руководствуясь буквально положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требования устанавливаются напрямую к участникам закупки. Закон о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает участие в закупках нескольких юридических лиц, выступающих на стороне участника закупки.
Так, согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из буквального толкования диспозиции приведенной статьи, на стороне участника закупки может выступать только юридическое или физическое лицо в единственном числе, множественность лиц в этом случае не предполагается, а значит - невозможна в рамках проведения закупок по правилам Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Владимирского УФАС России указывает, что в данном случае, необходимо применять правовой подход, согласно которому противоречия, любые риски, возникающие при исполнении контракта (в данном случае например расторжения договора между ООО "ЭкоЛогика и ООО "ТЕХЭКОПРОМ" создают невозможность Заказчика предъявлять требования ко всем участникам договора, и как следствие постановка исполнения условий контракта в зависимость от действий третьих лиц), следует толковать в пользу Заказчика ввиду того, что государственный заказчик, заключая государственный контракт, действует из публичных интересов, а оплата в рамках такого контракта происходит из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно системному толкованию указанных положений законодательства именно участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки. При этом установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу (оказывающему услугу), фактически означает требование к подрядчику (исполнителю), что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем представления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Кроме того, извещение, п. 1.15 Требований к содержанию, составу заявки, также содержат однозначные требования к участникам закупки и к составу заявки участника закупки, что не допускает двоякого трактования условий участия в закупочной процедуре.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что решение аукционной комиссии о признании заявки ООО "ЭкоЛогика" несоответствующей по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0128300009122000389 от 30.09.2022, является правомерным, основано на фактических требованиях к участникам закупки установленных документацией, ввиду чего не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭкоЛогика" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации нефтепродуктов на земельном участке, расположенном по адресу: Вязниковский район, п. Октябрьский, ул. Советская, за домом 65, с кадастровым номером 33:08:120108:57 для нужд администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (N закупки 0128300009122000389) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Исп.Платонова В.В.
тел.(4922) 33-49-78, вн.033-124
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 11 октября 2022 г. N 033/06/48-697/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022