Резолютивная часть оглашена
10.10.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "ЭКО - СЕРВИС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона о объекту закупки: "Оказание услуг по обращению с медицинскими отходами для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N1 имени Н.И. Пирогова" (извещение N 0142200001322011544, начальная (максимальная) цена контракта - 6 178 250,00 руб.),
в присутствии представителей:
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКО - СЕРВИС" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы:
1) В один лот объединены лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности;
2) Не указан объем необходимых заказчику баков;
3) Установлен запрет на привлечение соисполнителей;
4) Место обеззараживания и обезвреживания отходов ограничено территорией Самарской области;
5) Установлены требования к порядку оказания услуг, противоречащие действующим санитарным нормам.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
- Медицинскими отходами в силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ признаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Согласно нормам Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, и критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания", медицинские отходы классифицируются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания - по классам опасности (А, Б, В, Г, Д). К каждому из них относятся определенные материалы.
В силу пункта 3 статьи 49 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, определенном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Медицинские отходы не нуждаются в паспортизации, а порядок их утилизации, транспортировки, переработки регламентируется Министерством Здравоохранения и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно нормам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 предусмотрено несколько видов обезвреживания медицинских отходов, таких как физическая деструкция, термическая деструкция и химическая деструкция и пр.
Согласно извещению N014220000132202223 объектом закупки является оказание услуг по обращению с медицинскими отходами. В состав аукционного лота входят услуги, которые используются для обеспечения единого непрерывного процесса уничтожения медицинских отходов. Конечной целью является - вывоз и термическое уничтожение медицинских отходов. Объединение указанных услуг в один лот позволяет обеспечить своевременное оказание всего комплекса необходимых услуг. Кроме того, имеется функциональная и технологическая взаимосвязь при обращении с медицинскими отходами данных классов. Нормами и правилами СанПиН 2.1.3684-21 установлены требования к обращению с медицинскими отходами, как класса Б, В так и класса Г. Положения СанПиН 2.1.3684-21 не относят медицинские отходы класса "Г" к отходам производства и потребления 1 класса опасности, обращение с которыми регулируется нормами Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Согласно п.161 СанПиН 2.1.3684-21 обращение с медицинскими отходами класса "Г" осуществляется в соответствии с требованиями Санитарных правил. Пунктом 191 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что сбор и временное хранение, накопление медицинских отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости.
- Согласно п.5.3 Технического задания Исполнитель предоставляет баки для сбора отходов в необходимом Заказчику количестве.
Количество баков для сбора медицинских отходов устанавливается исходя из количества проводимых оперативных вмешательств и других медицинских манипуляций и не может быть четко регламентировано.
Заявитель не обосновал невозможность принятия участия в закупке ввиду отсутствия в извещения точного количества баков. Участник рынка, обладающий опытом и необходимой компетенцией, в состоянии определить объем услуг исходя из извещения о закупке.
- Согласно п.5.6 Технического задания Исполнитель должен оказывать услуги собственными силами. Привлечение к исполнению контракта других лиц (соисполнителей) не допускается.
Положения Гражданского кодекса и Федерального закона N44-ФЗ не ограничивают право заказчика устанавливать требования в отношении возможности или невозможности привлечения субподрядчиков при оказании услуг в рамках заключаемых контрактов на этапе их исполнения.
- Согласно п.5.7 Технического задания Исполнитель проводит обеззараживание эпидемиологически опасных отходов класса Б и В аппаратным методом по месту нахождения Заказчика в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
Документацией указано место обезвреживания и обеззараживания "По месту нахождения заказчика". Согласно СанПиН выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов класса Б зависит, в том числе, от способа, принятого на административной территории. Решение о выборе предпочтительного метода обеззараживания/обезвреживания среди допустимых является прерогативой заказчика и принимается им. Заявитель не обосновал, каким образом способ обеззараживания ограничивает его права.
- Согласно п.6.2 Технического задания Обезвреживание медицинских отходов класса "Б" и "В" должно производиться термохимическим методом со следующими параметрами:
комплексное (одновременное) физическое (деструкция), термическое и химическое воздействие;
температура обезвреживания в диапазоне 150-200°С;
деструкция (измельчение) отходов до фракции не более 5 мм;
снижение массы отходов после завершения цикла обезвреживания.
Согласно рекомендациям Главного внештатного специалиста по эпидемиологии по Самарской области, на основании проведения оценки эффективности методов обеззараживания медицинских отходов термохимический метод признан наиболее эффективным. Отличительной особенностью данной технологии является единовременное термическое, химическое и физическое воздействие на отходы. Деструкция (измельчение) отходов производится одновременно с воздействием высоких температур 150-200С0, что и обеспечивает высокую эффективность метода. СанПиН позволяет использовать и другие методы обезвреживания с применением более высоких (сжигание) и низких (автоклавирование) температур. Указанные методы обладают рядом недостатков, их применение нецелесообразно, так как существует возможность распространения и заражения микобактериями туберкулеза.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
На участие в закупке поступило и допущено к участию 2 заявки. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта подано 3 коммерческих предложения, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов выполнить работы, предусмотренные аукционной документацией. Помимо прочего, при проведении аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 8%.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе по данным доводам Заявителя.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ЭКО-СЕРВИС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 октября 2022 г. N 420-12509-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022