рассмотрев обращение (вх. N 14806/22) Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ДиджиталЛанМобилСистемс" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку в 2022 году расходных материалов для многофункциональных устройств, для нужд Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (изв. N 0256100000221000550),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0256100000221000550 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку в 2022 году расходных материалов для многофункциональных устройств, для нужд Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
27.12.2021 г. между Заказчиком и ООО "ДиджиталЛанМобилСистемс" (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку в 2022 году расходных материалов для многофункциональных устройств, для нужд Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на сумму 3 500 000,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Поставщик нарушил условия исполнения Контракта, Заказчиком, на основании п. 10.8 Контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. В соответствии с настоящим Контрактом Поставщик обязуется по заявкам Заказчика поставить, а Заказчик - принять и оплатить в порядке и на условиях, определенных настоящим Контрактом, Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.2. Поставщик гарантирует, что поставляемый в соответствии с настоящим Контрактом Товар является новым (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) и свободен от прав третьих лиц, сертифицированным, не является контрафактной продукцией и изготовлены в соответствии с законодательством РФ в области защиты интеллектуальной собственности на товарные знаки, патентованные технологии и промышленные образцы.
Заказчик вправе:
4.3.1. Проверять ход и срок поставки Товара, осуществляемые Поставщиком, а также соответствие поставляемого Товара техническим и функциональным характеристикам, указанным в настоящем Контракте на предмет соответствия поставляемого Товара требованиям, установленным настоящим Контрактом, и обязательным требованиям государственных стандартов.
Проверка поставляемого Товара может также осуществляться путем проведения экспертизы на предмет соответствия поставляемого Товара требованиям, установленным настоящим Контрактом и обязательным требованиям государственных стандартов.
Заказчик обязан:
4.2.1. Принять и оплатить Товар согласно условиям настоящего Контракта.
Поставщик обязан:
4.1.1. Поставлять Товар в сроки и на условиях, предусмотренных п.5.1. настоящего Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ указано, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
10.8. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случае существенного нарушения Поставщиком условий Контракта, включая:
- нарушения сроков, установленного пунктом 5.1 настоящего Контракта более чем на 5 (Пять) дней;
- несоответствия Товара техническим и функциональным характеристикам, указанным в настоящем Контракте, и обязательным требованиям государственных стандартов.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что 29.07.2022 года Заказчиком на электронный адрес Поставщика была направлена заявка на поставку товара. С учетом требований пункта 5.1 Контракта Поставщик должен был поставить товар не позднее 12.08.2022 года. По состоянию на 16.09.2022 г., товар Заказчику поставлен не был.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком 16.09.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.09.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 1590410053721000594 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 16.09.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.09.2022 г.
Информация об ООО "ДиджиталЛанМобилСистемс" направлена в адрес Пермского УФАС России 29.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях представители Поставщика указали, что в соответствии с условиями Контракта, Поставщик обязуется по заявкам Заказчика поставить товар в течение 2022 года. Указанное обстоятельство, по мнению Поставщика, не позволяет заранее приобрести необходимое для поставки количество товара, так как сведения о количестве содержатся только в заявке Заказчика, которая формируется по мере потребности. Вместе с тем, в ходе исполнения Контракта, Поставщиком был поставлен товар на сумму 2 064 109,36 р. В связи с существенным изменением стоимости товара, необходимого к поставке, вызванного санкционными ограничениями, Поставщиком был сделан запрос в Союз "Пермская торгово-промышленная палата", на который Поставщиком был получен следующий ответ (письмо N363-ст от 13.05.2022 г.): "На ваш запрос от 12.05.2022 Nб/н, Союз "Пермская торгово-промышленная палата" сообщает, что в связи с началом специальной военной операции в Донбассе, начавшейся 24.02.2022, а в следствие этого, обострением геополитической ситуации и введенными в отношении финансовых учреждений РФ санкциями, произошли резкие, непрогнозируемые изменения в финансово-экономическом секторе, а именно: - падение курса рубля по отношению к мировым валютам; - рост ключевой ставки и, соответственно, рост банковских кредитных ставок; - неустойчивость финансовой системы в целом. В связи с этим произошел рост рыночных цен на большую номенклатуру товаров, в том числе материалы на расходные материалы для офисной техники, предназначенной для печати и ксерокопирования. Последствиями введённых санкций, влияющими на стоимость продукции, являются: - ажиотажный спрос на фоне дефицита предложения; - запрет поставок на территорию Российской Федерации продукции европейских и американских компаний; - нарушение большого количества логистических цепочек; - увеличение стоимости мировой логистики и сроков поставки". Поставщик указывает, что указанные обстоятельства ограничивают возможность Поставщика в полной мере исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные стороной, пришла к выводу об отсутствии в действиях Поставщика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Комиссией установлено, что Поставщиком совершались действия направленные на исполнение Контракта, в частности, Поставщиком совершались поставки товара, предусмотренного условиями Контракта. Согласно сведениям из ЕИС стоимость исполненных и оплаченных Поставщиком обязательств - 2 064 109,36 руб., что составляет 58.97 % от цены контракта.
Кроме того, в подтверждение доводов, изложенных в пояснениях, Поставщиком в адрес Комиссии было представлено письмо N 363-ст от 13.05.2022 от Пермской торгово-промышленной палаты.
Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "ДиджиталЛанМобилСистемс" исполнено 183 Контракта. Следовательно, ООО "ДиджиталЛанМобилСистемс" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ДиджиталЛанМобилСистемс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ДиджиталЛанМобилСистемс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 октября 2022 г. N РНП-59-424
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2022