Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ООО "ОМЕГА М"" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "Управление капитального строительства Пермского края" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинской мебели на объекты: "Комплекс районной больницы в п. Полазна", "Лечебный корпус, г. Чердынь", "Сельская врачебная амбулатория, п. Ныроб, Чердынского муниципального района", "Поликлиника с. Сива" (изв.N 0356200015922000130),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200015922000130 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинской мебели на объекты: "Комплекс районной больницы в п. Полазна", "Лечебный корпус, г. Чердынь", "Сельская врачебная амбулатория, п. Ныроб, Чердынского муниципального района", "Поликлиника с. Сива".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.09.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 812 693,12 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 05.10.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, в нарушение норм, действующего законодательства, установлено требование о наличии регистрационного удостоверения на товар.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о закупках электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. (ч. 6 ст. 31 Закона о закупках).
Согласно Извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка медицинской мебели: стол медицинский рабочий в различных вариациях.
В соответствии с п. 2.3 приложения к Извещению о проведении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", к заявке участника должны быть приложены документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
- Копия регистрационного удостоверения на Оборудование, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, со всеми приложениями к нему.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) под медицинскими изделиями понимаются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 г. N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" установлено, что государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно (пункт 6 Правил).
Сведения о зарегистрированном товаре содержится в государственном реестре, размещенном на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Росздравнадзора.
В ходе рассмотрения жалобы, в адрес Комиссии было представлено письмо территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Пермскому краю N 02-16/22/9 от 06.08.2020 г. о необходимости приобретения медицинских изделий, в том числе медицинской мебели исключительно при наличии регистрационных удостоверений.
Кроме того, Комиссией в адрес Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю был направлен запрос (исх. N 12019/22 от 10.10.2022 г.) об отнесении товара, указанного в Техническом задании, к медицинским изделиям, подлежащим регистрации.
В ответ на данный запрос Территориальный орган Росздравнадзора по Пермскому краю указал, что в требованиях к характеристикам поставляемого товара указано наименование продукции "стол медицинский", кроме того, указано "стол предназначен для оснащения кабинетов и комнат в медицинских учреждениях" предусматривает, что стол медицинский может являться медицинским изделием, а значит в соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона об основах охраны здоровья граждан изделие должно пройти государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Заказчик в своих пояснениях указал, что данные столы будут размещаться в кабинетах медицинского назначения, а именно: в кабинете врача офтальмолога, физиотерапевта, отаринголога, хирурга, онколога, в процедурных кабинетах, в прививочном кабинете.
Таким образом, требование о предоставлении регистрационного удостоверения на медицинские столы связана с потребностью Заказчика, деятельность которого направлена на оказание медицинских услуг.
Заявитель в обоснование своей позиции представил в адрес Комиссии письмо Росздравнадзора (исх. N 04-10393/21 от 26.02.2021 г.) с приложением к нему, согласно которым, содержащиеся в государственном реестре инструмент, аппарат, прибор, оборудование, материал и прочие изделия по своему функциональному назначению и (или) принципу действия не могут применяться в медицинских целях и не являются медицинскими изделиями, в прилагаемом перечне также содержатся наименования различных столов.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.10.2022 NИЭА1 на участие в закупке подано 5 заявок.
Проанализировав заявки участников, Комиссией установлено следующее:
- Участником в заявке N 237 были представлены регистрационные удостоверения на столы медицинские: N РЗН2017/5546 от 31.07.2017; N РЗН2015/3478 от 28.12.2015; N РЗН2020/11475 от 30.07.2020; N РЗН2018/7043 от 11.04.2018; N РЗН2019/9080 от 11.05.2021 г.;
- Участником в заявке N 101 было представлено регистрационное удостоверение: N РЗН2020/11475 от 30.07.2020 г.;
- Участником в заявке N 142 было представлено регистрационное удостоверение: N РЗН2017/5546 от 31.07.2017 г.
Следовательно, существуют медицинские столы, прошедшие государственную регистрацию и являющиеся медицинскими изделиями.
Комиссия отмечает, что установление в данном конкретном случае требования о предоставлении в составе заявке регистрационного удостоверения не свидетельствует об ограничении количества участников оспариваемой закупки, а связано с потребностью Заказчика. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОМЕГА М" на действия ГКУ ПК "Управление капитального строительства Пермского края" при проведении электронного аукциона на поставку медицинской мебели на объекты: "Комплекс районной больницы в п. Полазна", "Лечебный корпус, г. Чердынь", "Сельская врачебная амбулатория, п. Ныроб, Чердынского муниципального района", "Поликлиника с. Сива" (изв.N 0356200015922000130) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 октября 2022 г. N 14986/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022