рассмотрев обращение ГБУ ПК "Центр информационного развития Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Клининг-Групп" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по уборке помещений Заказчика (изв.N 0356500001722000012),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001722000012 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по уборке помещений Заказчика. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 845 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 04.10.2021 N 11811/22) рассмотрение обращения было назначено на 06.10.2022 в 16:15 ч. На основании уведомления (от 06.10.2022 г. N 11936/22) заседание было перенесено на 07.10.2022 г. на 11:00 ч
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 10.10.2022 с целью изучения документов и принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
18.07.2022 г. между Заказчиком и ООО "Клининг-Групп" (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по уборке помещений Заказчика (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 20.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно акту о неисполнении/ненадлежащем исполнении Контракта от 05.09.2022 г., Заказчиком проведено комиссионное обследование, в рамках которого было установлено, что Исполнителем допущены нарушения положений пункта 6.1 Контракта, выразившееся в не поставке материалов необходимых для уборки. Также, согласно актам о неисполнении/ненадлежащем исполнении Контракта от 06.09.2022 г., 19.09.2022 г., Заказчиком проведено комиссионное обследование в рамках которого было установлено, что Исполнителем допущено нарушение положений Контракта, выразившееся в неоднократном (два и более раз) неисполнении последним обязательств по уборке помещения.
Поскольку на 20.09.2022 г. Исполнителем обязательства по Контракту не исполняются, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 20.09.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 2590204701322000037 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 20.09.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.09.2022 г. Обращение о включении ООО "Клининг-Групп" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта была направлена в адрес Пермского УФАС России 03.10.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В пояснениях в ходе заседания Комиссии представители Исполнителя указали, что 16.09.2022 г. Исполнителем было отправлено письмо на электронную почту Заказчика, о начале процесса ликвидации, было так же приложено дополнительное соглашение о расторжении договора по обоюдному согласию. От Заказчика никаких писем в ответ не поступало, актов о нарушениях условий договора так же не поступало. Расходные материалы были поставлены частично 02.09.2022 г. при устной договоренности, акты о поставке товара со стороны Заказчика подписаны не были.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Клининг-Групп" не представлено.
Так, представленный в адрес Комиссии акт приема-передачи расходных материалов от 02.09.2022 г. не подтверждает передачу требуемого объема расходных материалов, предусмотренных Контрактом, поскольку не содержит ни печати, ни подписи ответственного лица Заказчика. Также, Комиссия обращает внимание, что исходя из представленных актов, составленных Заказчиком, Подрядчиком неоднократно допускалось неисполнение условий Контракта.
Как указал представитель Заказчика исходя из указанного акта невозможно установить подлинность данного документа и идентифицировать факт направления или предоставления его Заказчику. Перечисленные в акте материалы не соответствуют требованиям, в том числе количественным, установленным к таким материалам в Техническом задании. Так, например, не ясно каким позициям Технического задания отвечают позиции "Белизна-Р", "Санокс".
Также Комиссия отмечает, что поскольку Исполнителем было принято решение о ликвидации юридического лица, Заказчик был бы обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, на основании пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о закупках.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ООО "Клининг-Групп" нарушены условия исполнения Контракта. Так, не приступив надлежащим образом к оказанию услуг, а также приняв решение о ликвидации юридического лица Исполнитель допустил нарушение условий исполнения контракта.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Исполнителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Клининг-Групп" (614036, Пермский край, г. Пермь, ул. Одоевского, д. 21, кв. 61, ИНН 5904387713, КПП 594801001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о единственном учредителе ООО "Клининг-Групп", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Клининг-Групп", Магомедовой Марии Викторовне (ИНН 590420323559) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Клининг-Групп", о единственном учредителе ООО "Клининг-Групп", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Клининг-Групп", Магомедовой М.В. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Клининг-Групп", о единственном учредителе ООО "Клининг-Групп", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Клининг-Групп", Магомедовой М.В. из реестра недобросовестных поставщиков считать 13.10.2024 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-429 от 10.10.2022 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 октября 2022 г. N РНП-59-429
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022