рассмотрев обращение (вх. N 15038/22) МКУ "Благоустройство Дзержинского района" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "УралЛифтЭксплуатация" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по содержанию дорожных знаков в Дзержинском районе города Перми (изв. N 0356300040022000015),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300040022000015 Заказчиком проводился электронный аукцион на на выполнение работ по содержанию дорожных знаков в Дзержинском районе города Перми. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 091 180,20 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
16.08.2022 г. между Заказчиком и ООО "УралЛифтЭксплуатация" (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по содержанию дорожных знаков в Дзержинском районе города Перми на сумму 542 720,50 руб. (далее - Контракт).
Исполнителем, на основании п. 7.6.1, Контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию дорожных знаков в Дзержинском районе города перми. (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Заказчик вправе:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Подрядчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7 7.6. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.6.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно решению об одностороннем отказе Подрядчика от исполнения Контракта, пунктом 1.2 Технического задания к Контракту определен перечень работ по содержанию дорожных знаков в Дзержинском районе города Перми. В соответствии с пунктом 2.1.1 Технического задания к Контракту количество, местоположение, тип дорожных знаков и фоновых щитов для размещения дорожных знаков на улично-дорожной сети должны соответствовать схемам из проектов организации дорожного движения, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004 и требованиям Технического задания. Согласно пункту 2.2.1 Технического задания к Контракту количество, местоположение, тип дорожных знаков и фоновых щитов для размещения дорожных знаков на улично-дорожной сети должны соответствовать схемам из проектов организации дорожного движения, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ 32945-2014 и требованиям Технического задания. Подрядчик указывает, что при формировании лота в единой информационной системе Заказчиком не был указан документ - схемы из проектов организации дорожного движения. Также не была указана ссылка на общедоступный и официальный ресурс, содержащий схему из проектов организации дорожного движения. По мнению Подрядчика, при заключении Контракта, а также при исполнении условий Контракта не была указана информация, какие дорожные знаки были переданы Подрядчику на содержание. Кроме того, количество знаков, передаваемых на содержание, является предметом Контракта. Также Техническим заданием к Контракту дорожные знаки разделены на две группы: изготовленные по ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004 и изготовленные по ГОСТ 32945-2014, ГОСТ 32948-2014. При этом, ни в Техническом задании к Контракту, ни после заключения Контракта Заказчиком не определено количество дорожных знаков, соответствующих определенному ГОСТу. Подрядчик указывает, что Заказчиком не предоставлена запрашиваемая Подрядчиком информация, в частности, какие из дорожных знаков, указанных в схемах из проектов организации дорожного движения, переданы на содержание. Отсутствие данной информации, по указанию Подрядчика, является препятствием для исполнения Подрядчиком условий Контракта.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Подрядчиком 15.09.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.09.2022 г. уведомление о расторжении Контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 15.09.2022 г.
Согласно ч. 21 Закона о закупках, решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.09.2022 г.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, регламентированным сроком направления обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является 29.09.2022 г.
Вместе с тем, обращение о включении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в Пермское УФАС России лишь 04.10.2022 г. посредством функционала ЕИС.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в уполномоченный орган, нарушают требования ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках.
В действиях Заказчика содержатся признаки состава нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные стороной, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Согласно пункту 2.2.1 Технического задания, 2.1.1. Количество, местоположение, тип дорожных знаков и фоновых щитов для размещения дорожных знаков на улично-дорожной сети должны соответствовать схемам из проектов организации дорожного движения, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004 и требованиям настоящего Технического задания.
В результате анализа пояснений Подрядчика, Комиссия установила, что во исполнение условий Контракта, Подрядчиком был сделан запрос в адрес Заказчика на предмет предоставления информации, предусмотренной п. 2.1.1. Технического задания. Вместе с тем, ответа на указанный запрос в адрес Подрядчика не поступило. Указанные обстоятельства препятствовали исполнению условий Контракта со стороны Подрядчика. Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "УралЛифтЭксплуатация" с 2021 г. исполнено 5 Контрактов. Следовательно, ООО "УралЛифтЭксплуатация" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении действий в целях исполнения Контракта, в том числе, совершение действий по взаимодействию Подрядчика с представителями Заказчика. Имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "УралЛифтЭксплуатация" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "УралЛифтЭксплуатация" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках.
3. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 октября 2022 г. N РНП-59-435
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022