Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист - эксперт Е.В. Котова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Сибланта +" на действия конкурсной комиссии ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" (далее - конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по строительному контролю за капитальным ремонтом действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Строительный контроль за капитальным ремонтом автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке км 852+000 - км 878+000, Красноярский край (IV этап)" (далее - конкурс), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение 0319100010322000033, установила следующее.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В назначенное время и дату присутствовали представитель заказчика, представители подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
Из содержания жалобы следует что, конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку участника ООО "Сибланта +".
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по строительному контролю за капитальным ремонтом действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Строительный контроль за капитальным ремонтом автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке км 852+000 - км 878+000, Красноярский край (IV этап)".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Порядок проведения электронного конкурса регламентирует статья 48 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренным Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок закупочная комиссия признала несоответствующим заявку ООО "Сибланта +" по следующим основаниям: "Непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контраткной системе (Отклонение по пункту 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе). В заявке участника закупки отсутствует свидетельство СРО".
Проанализировав извещение о проведении закупки, Комиссия установила, что согласно пункту 9.1 раздела 9 извещения о проведении электронного конкурса установлено требование к участникам, а именно:
Выписка или копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86, подтверждающая право участника выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, данная выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты подачи участником закупки заявки на участие в закупке.
В соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к участнику закупки предъявляются следующие требования:
- членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее размера обязательств по выполнению работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке км 852+000 - км 878+000, Красноярский край (IV этап) - 1 584 744 805,00 руб.
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет (части 13 cтатьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации):
четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
уровень ответственности участника не может быть меньше размера обязательств по выполнению работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке км 852+ 000 - км 878+000, Красноярский край (IV этап) - 1 584 744 805,00 руб. (Один миллиард пятьсот восемьдесят четыре миллиона семьсот сорок четыре тысячи восемьсот пять рублей).
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет (части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации):
один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость строительно-монтажных работ по которому не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Перечисленные выше требования по СРО не распространяются:
на участников, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
на государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, юридические лица с государственным участием в случаях, перечисленных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования требований части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
Указанный вывод Комиссии также коррелируется с мнением Минстроя России, изложенным в письме от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02.
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи необходимо обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля. Указанный вывод Комиссии также коррелируется с мнением Минстроя России, изложенным в письме от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02.
Комиссия, проанализировав заявку ООО "Сибланта+", не установила, что данная заявка содержит выписку СРО. Ввиду чего, заявка участника подлежала отклонению в соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы, касающийся неправомерности отклонения заявки подателя жалобы, признан Комиссией необоснованным.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что податель жалобы руководствовался исключением, которое указано в части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, однако данное исключение не относится к предмету рассматриваемой закупки, поскольку предметом закупки является строительный контроль, а данное исключение относится к строительному подряду. В связи с чем, не подлежит применению в указанном случае.
Однако Комиссия отмечает, что заказчику в дальнейшем с целью предотвращения факта участия в закупке лица, которое не соответствует требованиям и может толковать условия исключения неверно, надлежит исключать положения, которые не применимы в рамках конкретной закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Сибланта +" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
Е.В. Котова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 октября 2022 г. N 024/06/106-2633/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022