Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - О.П. Чупрунова - главный специалист - эксперт, Хорышев Е.О. - специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТД Синергия" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Министерства здравоохранения Красноярского края (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-14875/22 "Устройства фиксирующие для иммобилизации и позиционирования пациента во время топометрической подготовки и лучевой терапии", размещенного на электронной площадке ООО ЭТП "ГПБ Газпромбанк", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ТД Синергия" на действия заказчика, уполномоченного органа путем проведения электронного аукциона ЭА-N-14875/22 "Устройства фиксирующие для иммобилизации и позиционирования пациента во время топометрической подготовки и лучевой терапии", номер извещения 0119200000122013151.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 07 октября 2022 года в 12:30 присутствовали представитель подателя жалобы, представитель заказчика, представитель уполномоченного органа, представитель заинтересованного лица, должным образом подтвердившие свои полномочия.
В связи с удовлетворением поданных представителем заказчика и представителем заинтересованного ходатайств об отложении рассмотрения жалобы был объявлен перерыв до 10 октября 2022 года до 16 часов 30 минут.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось в том же составе.
Подателем жалобы в качестве обоснования допущенных заказчиком нарушений приведены следующие доводы:
1) Описание объекта закупки сформулировано заказчиком таким образом, что содержит уникальные и безальтернативные характеристики товара, значения показателей которых характерны только оборудованию производителя ООО "Ортотерапия". При этом в настоящее время на российском рынке фиксирующих устройств представлены три производителя, имеющих регистрационные удостоверения Министерства здравоохранения РФ: Civco, США; ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США; Orfit, Бельгия, Klarity Китай, следовательно техническое задание электронного аукциона подготовлено с целью ограничения конкуренции;
2) Описание объекта закупки содержит необоснованное требование о том, что поставляемый товар должен быть изготовлен не ранее 2021 года, с учетом того, что поставка товара по условиям контракта приходится на конец 2022 года;
3) В рамках предмета закупки Заказчиком был применен код позиции ОКПД 2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", при этом, согласно имеющимся данным в ЕИС в КТРУ имеются следующие позиции товаров, соответствующие наименованию позиций закупаемых товаров и наиболее точно отвечающие предмету закупки и имеющие характеристики, и показатели, обязательные для применения, в частности позиция КТРУ 26.60.13.190-00000683 - "Система позиционирования пациента с маркерами положения";
4) Податель жалобы полагает, что заказчиками и КГБУЗ "КККОД им. А.И. Крыжановского" не рационально используются бюджетные средства на закупку фиксирующих средств.
Представитель заказчика, уполномоченного лица и представитель заинтересованного лица не согласны с доводами подателя жалобы и представили относительно них свои возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Устройства фиксирующие для иммобилизации и позиционирования пациента во время топометрической подготовки и лучевой терапии".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из пояснений заказчика и уполномоченного органа следует, что описание объекта составлено таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребностям заказчика в получении необходимого медицинского изделия.
При этом, как утверждает заказчик под требования, содержащиеся в описании объекта закупки подходят как минимум два производителя - ООО "Ортотерапия" и "Кларити Медикал энд Эквипмент (ГЗ) Ко., Лтд", Китай.
В своих пояснениях заказчик указывает, что им проанализирована таблица, подготовленная подателем жалобы, содержащая указания на пункты описания объекта закупки, которые не сопоставимы с техническими параметрами медицинского изделия производства ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США. По результатам анализа указанной таблицы заказчик пришел к выводу, что технические параметры фиксирующего устройства для иммобилизации и позиционирования пациента во время топометрической подготовки и лучевой терапии с принадлежностями, указанные в пунктах 1.4; 1,8; 2,7; 3,6; 2.11 описания объекта закупки, согласно данным регистрационной документации, содержащейся на официальном сайте Росздравнадзора, вопреки мнению заявителя, соответствуют параметрам технических характеристик медицинских изделий производства ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США.
Однако Комиссия отмечает, что заказчиком помимо вышеперечисленных пунктов описания объекта закупки не дана оценка на соответствие медицинского изделия производства ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США пунктам 1.5; 1.10; 2,4; 2.9; 3,8 описания объекта закупки, которые были указаны подателем жалобы как несопоставимые с параметрами предлагаемого им к поставке медицинского изделия, что делает невозможным принятие участия в закупке.
Более того, к материалам жалобы приобщен официальный ответ Qfix -производителя систем иммобилизации для пациентов продукции ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США о том, что его продукция не подходит под технические параметры, указанные в описании объекта закупки N0119200000122013151.
Кроме того, заказчиком не представлено каких-либо доказательств о том, что медицинское изделие производителя "Кларити Медикал энд Эквипмент (ГЗ) Ко., Лтд", Китай соответствует характеристикам, указанным в описании объекта закупки.
Комиссия обращает внимание, что из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, заказчиком не представлены доказательства, что под описание объекта закупки подходят иные товары, кроме товара произведенного ООО "Ортотерапия".
Также Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что заказчиком было получено два коммерческих предложения, в каждом из которых к поставке предлагалось медицинское изделие ООО "Ортотерапия". При этом заявка единственного участника закупки также содержит предложение о поставке медицинского изделия производства ООО "Ортотерапия".
Комиссия отмечает, что установление в извещении об осуществлении закупки требований, допускающих к поставке товар единственного производителя, может являться признаком ограничения конкуренции и нарушать положения Закона о контрактной системе.
В рамках рассмотрения жалобы заказчиком не представлено обоснований, что характеристики, указанные в описании объекта закупки являются объективными и образуют его потребность, а также не приведены доказательства, что товар с иными характеристиками не будет отвечать его потребностям.
Таким образом, на основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что при описании объекта закупки сформулированные заказчиком требования кореллируется с товаром единственного производителя ООО "Ортотерания", что является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Относительно второго довода жалобы, связанного с указанием в описании объекта закупки необоснованного требования о том, что поставляемый товар должен быть изготовлен не ранее 2021 года, с учетом того, что поставка товара по условиям контракта приходится на конец 2022 года, Комиссия отмечает следующее.
Законодательством о контрактной системе не определены параметры установления требований относительно даты производства требуемого к поставке товара.
При этом подателем жалобы не приведены доводы о том, каким образом указание на год изготовления товара нарушает его права, влияет на ограничение конкуренции.
Таким образом, данный довод подателя жалобы Комиссия считает необоснованным.
Проанализировав довод подателя жалобы о том, что в извещении заказчиком не была указана позиция КТРУ 26.60.13.190-00000683 - "Система позиционирования пациента с маркерами положения", Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 (далее - Правила использования КТРУ), каталог используется заказчиком в целях писания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Пунктом 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 настоящих Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, если осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как указывает податель жалобы, в рамках предмета закупки заказчиком был применен код позиции ОКПД 2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", при этом, согласно имеющимся данным в ЕИС в КТРУ имеются следующие позиции товаров, соответствующие наименованию позиций закупаемых товаров и наиболее точно отвечающие предмету закупки и имеющие характеристики, и показатели, обязательные для применения, в частности позиция КТРУ 26.60.13.190-00000683 - "Система позиционирования пациента с маркерами положения".
Из пояснений заказчика следует, что примененный заказчиком код ОКПД 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" в наибольшей степени согласуется с названием и назначением закупаемых устройств фиксирующих для иммобилизации и позиционирования пациента во время топометрической подготовки и лучевой терапии.
Под описание планируемых к закупке фиксирующих устройств в определенной степени подходит позиция КТРУ - 26.60.13.190-00000683 "Система позиционирования пациента с маркерами положения". Однако, в справочной информации ЕИС в столбце - "значение классификатора", указано, что коду 26.60.13.190 соответствует "Оборудование для электротерапии прочее, не включенное в другие группировки".
Классу медицинского изделия - 26.60. соответствует Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях, а в подгруппу 26.60.13. включены Аппараты, основанные на использовании ультрафиолетового или инфракрасного излучения, применяемые в медицинских целях, стоматологического или ветеринарного применения. То есть данный класс охватывает исключительно медицинские изделия, относящиеся к электрооборудованию.
При этом, закупаемые медицинские изделия (устройства фиксирующие для иммобилизации и позиционирования пациента во время топометрической подготовки и лучевой терапии) являются изделиями медицинского назначения и не относятся к медицинскому оборудованию, в связи с чем, позиция КТРУ - 26.60.13.190-00000683, также не соответствует в полной мере закупке фиксирующих устройств.
Кроме того, в каталоге товаров работ и услуг отсутствует позиция, совпадающая с наименованием объекта закупки, поименованным в извещении.
Учитывая, что в рамках рассмотрения жалобы не было представлено доказательств, что какая-либо позиция КТРУ соответствует товару, требуемому к закупке, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений статьи 42 Закона о контрактной системе.
Относительно довода подателя жалобы о том, что заказчиком и КГБУЗ "КККОД им. А.И. Крыжановского" не рационально используются бюджетные средства на закупку фиксирующих средств, Комиссия отмечает, что в компетенцию Красноярского УФАС России не входит контроль за целесообразностью использования денежных средств, выделенных заказчику для осуществления закупочной деятельности.
Обобщая результаты рассмотрения жалобы, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика при проведении электронного аукциона ЭА-N-14875/22 "Устройства фиксирующие для иммобилизации и позиционирования пациента во время топометрической подготовки и лучевой терапии" нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе, что влечет общее нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки является составной частью извещения о проведении закупки.
Нарушение статьи 42 Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ТД Синергия" обоснованной частично.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня выставления извещения о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: М.А. Дударева
Члены Комиссии: Е.О. Хорышев
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 октября 2022 г. N 024/06/106-2667/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022