Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Дедова В.Г.- государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Науменко Майи Валерьевны,
от ООО "Фаэтон" - Заволокина Владимира Валерьевича,
рассмотрев заявление Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула о включении сведений об ООО "Фаэтон", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301921001485 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, о включении сведений об ООО "Фаэтон" ( далее - Общество, Подрядчик), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301921001485 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула".
07.10.2022 г. на заседании комиссии представитель Подрядчика представил устные пояснения. В связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, и явки представителя Заказчика, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 10.10.2022 г.
10.10.2022 г. рассмотрение обращения Заказчика и проведение внеплановой проверки продолжилось с участием представителей Заказчика и Подрядчика.
Представитель Заказчика пояснила, что 03.11.2021 г. по итогам электронного аукциона N 0317300301921001485 заказчиком был заключен муниципальный контракта с ООО "Фаэтон" на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N 17. Поскольку исполнение контракта в августе 2022 г. составило только 21,1 % от установленного контрактом, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. На включении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков Заказчик не настаивает. А также представитель Заказчика пояснила, что в связи с проведением работ по реконструкции путепроводов по проспекту Ленина через железнодорожные пути в г. Барнауле движение автобусного маршрута было организовано в объезд по пр. Калинина. В связи с ремонтом путепровода на Новом рынке в Барнауле был введен тариф "Электронный пересадочный проездной билет" для электротранспорта, таким образом, пассажирам маршрута N 17 стало удобнее доезжать до Нового рынка, переходить мост и пересаживаться на троллейбусы, либо трамваи, чем ездить в объезд по пр. Калинина. В настоящий момент Заказчиком принимается решение об объединении маршрута N 17 и N 10.
Представитель ООО "Фаэтон" пояснил, что перекрытие путепровода по пр. Ленина с построением разворотного кольца для трамваев, троллейбусов в мае 2022 г. привело к сокращению разрывов между выходами дублирующего маршрут N 17 электротранспорта до 2-3 мин., в связи с чем пассажиропоток на маршруте N 17 снизился в 4 раза. Группа предприятий, где директор Заволокин В.В. является учредителем, обслуживает семь социально важных маршрутов, 5 из которых являются единичными (маршруты на которых работает от 1 до 2 автобусов в день), что требует 100% выполнения расписания. Из-за износа подвижного состава, а также из-за отсутствия водителей, которые находились на больничных в связи с COVID-19 неоднократно приходилось снимать единицы техники с маршрута N 17 во избежание срывов на данных маршрутах. Подрядчик обращался к Заказчику с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон в виду экономической нецелесообразности в связи с низким пассажиропотоком. В 2022 г. по просьбе Заказчика Подрядчик фактически осуществлял перевозки по садоводческим маршрутам 111, 112, 124 к. и др, оказывал помощь в перевозках на маршруте N 10 и N 110 .
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
05.10.2021 г. в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300301921001485 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула", а также аукционная документация, обоснование НМЦК.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.10.2021 г. на участие в закупке было подано четыре заявки, все были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.10.2021 г. на участие в закупке было подано 4 заявки, две из которых были признаны несоответствующими требованиям аукционной документации.
03.11.2021 г. по итогам электронного аукциона между Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и ООО "Фаэтон" был заключен муниципальный контракт N 0317300301921001485001 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N 17.
Согласно п. 1.1, 1.2, 1.3 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением N1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным приложением N2 к Контракту.
Объемы работ установлены приложением N3 к Контракту.
В п. 6 приложения N 1 к контракту "Техническое задание" определено расписание движения транспортных средств, согласно которому в будние дни на маршрут выходит 10 единиц техники, в выходные дни - 8 единиц техники.
В п. 5.3 технического задания определено, что Подрядчик обязан обеспечить работу всех транспортных средств на маршрутах с выполнением не менее 85 % от месячного планового значения, в соответствии с расписанием движения транспортных средств, утвержденным Заказчиком. Рейс на маршруте считается невыполненным в случае, когда транспортное средство не отправилось из начального (конечного) остановочного пункта, либо, двигаясь по муниципальному маршруту из начального остановочного пункта, не прибыло в конечный остановочный пункт, а также, двигаясь по муниципальному маршруту из конечного остановочного пункта, не прибыло в начальный остановочный пункт.
Письмом от 06.09.21022 г. Заказчик уведомляет Подрядчика о том, что работа транспортных средств на линии была обеспечена в недостаточном количестве.
Письмом от 13.09.2022 г. Подрядчик обратился к Заказчику с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с низким пассажиропотоком и экономической нецелесообразностью.
19.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением контракта Подрядчиком, а именно выполнения расписания по автобусному маршруту N 1 в августе 2022 г. только на 21.1% .
Решение Заказчика было размещено в ЕИС 20.09.2022 г.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что Сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением другой Стороной условий Контракта, иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Комиссия не ставить под сомнение право Заказчика принять односторонний отказ от исполнения контракта.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
В соответствии с п. 3 ст. 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая во внимание пояснения сторон, Комиссия считает, что закрытие на реконструкцию путепровода на пр. Ленина в районе Нового рынка привело к значительному снижению востребованности горожанами маршрута N 17, в том числе в связи с введением нового пересадочного тарифа на маршрутах горэлектротранспорта, чем создало для Подрядчика иные условия для исполнения контракта.
При рассмотрении обстоятельств дела Комиссия также принимает во внимание тот факт, что маршруты N 10 и N 17 в большой степени перекрывают друг друга, и Заказчиком в настоящее время принимается решение об объединении этих двух маршрутов, в целях создания наиболее оптимального маршрута.
Согласно пп "в" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия, приходит к выводу, что закрытие путепровода на пр. Ленина и наличие иных дублирующих маршрутов повлекло снижение пассажиропотока, снижение рентабельности работы на маршруте, чем Подрядчик был поставлен в иные, не зависящие от него, условия для исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "Фаэтон" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 октября 2022 г. N РНП-22-223/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022