Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Лисичко Р.В. - член Комиссии, специалист эксперт,
при участии представителей БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница N 1", управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, в отсутствие представителей ООО "Ренессанс-мед",
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-мед" на действия БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001022010730),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Ренессанс-мед" (далее - Заявитель) на действия БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница N 1" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001022010730) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе): ст.8, 33, что выразилось в нижеследующем:
При описании объекта закупки поставка расходных материалов для операционного блока, Заказчик установил характеристики товара таким образом, что в совокупности всех установленных характеристик поставка товара ограничена одним производителем - Mirus.
В обоснование доводов Заявителем приведена сравнительная таблица в которой изложены характеристики материалов 15 наименований.
Заказчик, Организация, осуществляющая размещения с доводами, изложенными в жалобе не согласны, предоставлены письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
28.09.2022 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 28.09.2022 N 0131200001022010730 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 1 432 891,90 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинского изделия.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии пунктом 1 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Так, файлом "Приложение 3" Заказчиком представлено Описание объекта закупки, в соответствии с которым к поставке требовался Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования со следующими характеристиками (на примере позиции N 1):
"Инструмент хирургический сшивающий и рассекающий, для соединения полых органов желудочно-кишечного тракта путем наложения трехрядного скобочного шва с одномоментным иссечением ткани внутри шва ножом.
1. Инструмент правильно формирует шов с принятием скобками В-образной формы - для сохранения капиллярного кровотока в тканях, без возможности изменять степень закрытия скобки во избежание недозакрытия/чрезмерного закрытия скобок.
2. В тройных ступенчатых рядах скрепок высота незакрытой скобки фиксированная в 3 значениях не менее 4 мм; не менее 4,5 мм; не менее 5,0 мм - что снижает периферическое раздавливание и сохраняет микроциркуляцию.
3. Количество скобок не менее 38 и не более 45 - для повышения герметизма при шве соответствующей длины.
4. Диаметр трехрядного скобочного шва не менее 27 мм и не более 28 мм - для подбора соответственно диаметру кишечника.
5. Скобки из титана, что обеспечивает МРТ совместимость и биосовместимость; проволока скобки прямоугольного сечения для правильного формирования В-образной формы при складывании по рёбрам жёсткости в условиях натяжения, плотных тканей (после облучения).
6. Упорная бранша аппарата поворотная, складывающаяся после прошивания - для обеспечения извлечения аппарата из зоны соединения без натяжения и травмы наложенного скрепочного шва.
7. Одна курковая рукоять прошивания - для манипулирования одной рукой в процессе операции.
8. Имеет рифленое прорезиненное покрытие ручек аппарата - для предотвращения выскальзывания при работе".
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуг, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При этом, согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Заказчик при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как полагает Заявитель под характеристики установленные в описании объекта закупки подходит товар степлер циркулярный одноразовый MIRUS Мэрил Эндо Серджери Пвт. Лтд, Индия.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, указав, что действующее законодательство не содержит норм, которые ограничивали бы право заказчика описывать расходный материал теми или иными характеристиками, при условии, что такие характеристики отвечают потребностям заказчика и интересам пациента.
При описании объекта закупки заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что по мнению Заказчика позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком требований к описанию объекта закупки, установленных Закона о контрактной системе.
В тоже время на запрос Комиссии Воронежского УФАС России предоставить документы (информацию), свидетельствующие о наличии товаров не менее чем двух производителей, полностью отвечающих характеристикам изложенным в описании объекта закупки, Заказчик указал, что таким характеристикам отвечает только товар MIRUS MCS-29 производства Мэрил Эндо Серджери Пвт. Лтд, Индия, РУ N РЗН 2018/6993 от 02.04.2018 года.
При таких обстоятельствах, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России при решении вопроса о выдачи предписания об устранении нарушений, считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Исходя из смысла положений Закона о контрактной системе, законодатель дает возможность восстановить нарушенные права и законные интересы заинтересованного лица, а не предоставляет возможность злоупотребления предоставленными правами.
Из материалов дела следует, что на участие в конкурсе была подана заявка одним участником закупки (не Заявителем).
При этом, самим Заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов установленными Заказчиком характеристиками. Заявитель не указывает в жалобе каким образом установленные характеристики нарушают именного его права и законные интересы, не подтверждает возможность своего участия в данной закупке.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что извещение о проведении закупки размещено 28.09.2022 года, срок окончания подачи заявок 06.10.2022 года, то есть на обжалование положений извещения и описания объекта закупки было предоставлено 7 дней, в то время как жалобу Заявитель подал 05.10.2022 года в последний день окончания срока подачи заявок. Также Заявитель не воспользовался своим правом на обращение за разъяснениями требований извещения и приложенных документов, в том числе с целью предоставить Заказчику возможность внести изменения в описание объекта закупки.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Частью 1 ст. 10 ГК РФ установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
При таких обстоятельствах, исходя из всех обстоятельств дела, сохраняя баланс интересов сторон, Комиссия Воронежского УФАС России считает возможным предписание об устранении нарушений Заказчику не выдавать.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс-мед" на действия БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001022010730) обоснованной.
2. Признать в действиях БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница N 1" нарушения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Предать материалы дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Р.В. Лисичко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 октября 2022 г. N 036/06/33-1087/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022