Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Лисичко Р.В. - член Комиссии, специалист эксперт,
при участии представителей ООО "Партнер", МБУ "Комбинат благоустройства Ленинского района", МБУ "Комбинат благоустройства Ленинского района", администрации городского округа город Воронеж
рассмотрев жалобу ООО "Партнер" на действия МБУ "Комбинат благоустройства Ленинского района" при проведении электронного аукциона на поставку поставка противогололедного реагента (номер извещения 0131300000622002248),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Партнер" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Комбинат благоустройства Ленинского района" при проведении электронного аукциона на поставку поставка противогололедного реагента (номер извещения 0131300000622002248) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе): ст.8, 33, что выразилось в нижеследующем:
Описание объекта закупки выполнено с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку:
- при описании объекта закупки не использован документ национальной системы стандартизации (ГОСТ);
- использованный при описании объекта закупки показатель ГОСТом не предусмотрен. Необходимость использования других показателей, условных обозначений и терминологии в извещении отсутствует.
Приказом Росстандарта от 30.10.2020 N 1005-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 58427-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 58427-2020 стандарт устанавливает требования к противогололедным материалам (далее - ПГМ), применяемым на улично-дорожной сети территорий населенных пунктов, за исключением улиц, являющихся частью автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих через них.
Подразделом 5.1 ГОСТ Р 58427-2020 утверждены основные показатели и характеристики реагентов (ПГР).
Однако, показатели и характеристики, утверждённые ГОСТ Р 58427-2020 при описании объекта закупки извещение N 0131300000622002248, не использованы.
Согласно пункта 5.1.4 ГОСТ Р 58427-2020 с учетом климатических особенностей в закупочных, нормативных, технических и иных документах может быть установлен показатель "рабочая температура". В качестве рабочей температуры могут быть установлены следующие значения: "не выше -10 °C", "не выше -20 °C", "не выше -30 °C" и т.д.
Как следует из п. 3.28 ГОСТ Р 58427-2020 "рабочая температура, °C: самая низкая температура, при которой ПГР показывает минимальный установленный уровень плавящей способности, ниже которого данный вид ПГР использовать не целесообразно".
ГОСТ Р 58427-2020 не предусматривает использованный заказчиком показатель "именуемый температурный предел эффективности, °С - не выше минус 25".
В связи с чем, отказ от использования показателя, предусмотренного ГОСТ Р 58427-2020 - "рабочая температура", и применение иного показателя - "температурный предел эффективности" в отсутствие обоснования такой необходимости, нарушают положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик, Организация, осуществляющая размещения с доводами, изложенными в жалобе не согласны, предоставлены письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.09.2022 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 27.09.2022 N 0131300000622002248 (далее - Извещение).
Предметом рассматриваемой закупки является поставка противоголедного реагента.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии пунктом 1 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Так, файлом "покзатели товара" Заказчиком представлено Описание объекта закупки, в соответствии с которым к поставке требовалось:
Наименование товара |
Показатели товара |
2 |
3 |
Реагент противогололедный |
Температурный предел эффективности, °С - не выше минус 25 Вид реагента - гранулы |
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуг, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При этом, согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что код ОКПД 2 установленный в извещении в каталог товаров работ услуг пне внесен и соответственно отсутствуют показатели, которые Заказчик должен использовать при описании объекта закупки, в связи с этим Заказчик должен руководствоваться положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, в частности пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанная норма императивно определяет, что при описании объекта закупки Заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе заседания представитель Заказчика, организации осуществляющей размещении закупки сослался, что ГОСТ Р 58427-2020 не является обязательным для применения и в рассматриваемом случае Заказчик волен самостоятельно определять характеристики поставляемого товара.
Комиссия Воронежского УФАС России полагает, что довод Заказчика не основан на нормах права в силу ниже следующего.
ГОСТ - это нормативно-правовой документ, в соответствии требованиями которого производится стандартизация производственных процессов и оказания услуг.
Так ГОСТ Р 58427-2020 устанавливает требования к противогололедным материалам (далее - ПГМ), применяемым на улично-дорожной сети территорий населенных пунктов, за исключением улиц, являющихся частью автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих через них.
Из указанного следует, что ПМГ производителя должен отвечать требованиям указанного ГОСТ, в случае если он им руководствуется.
То есть добровольность применения ГОСТ является правом лица производящего товар.
С учетом специфики закона о контрактной системе и правил описания объекта закупки добровольность применения ГОСТ не исключает обязанности заказчика руководствоваться показателями для описания объекта закупки.
Согласно письму Минфина России от 06.11.2020 N 24-02-06/9686 Заказчик самостоятельно устанавливает требования о соответствии поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) ГОСТам исходя из предмета закупки и соотнесения его с действующими в указанной сфере ГОСТами. В случае неприменения таких документов документация о закупке должна содержать соответствующее обоснование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, в соответствии с Законом о контрактной системе в документации о закупке заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с описанием объекта закупки Заказчик использовал показатель "Температурный предел эффективности", при этом сослаться на технический регламент, либо документ, разрабатываемый и применяемый в национальной системе стандартизации и принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Соответственно Заказчик, формируя извещение и документацию к аукциону, применил показатель отсутствующий в каком либо из перечисленных выше документов и в отсутствие надлежащего обоснования, равно как такое обоснование не было предоставлено на рассмотрении комиссии, тем самым допустил в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Партнер" на действия МБУ "Комбинат благоустройства Ленинского района" при проведении электронного аукциона на поставку поставка противогололедного реагента (номер извещения 0131300000622002248) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Р.В. Лисичко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 октября 2022 г. N 036/06/33-1094/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022