Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПГРЕЙТ" (далее - ООО "АПГРЕЙТ", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка аппарата для воздушно-плазменной обработки по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями" (Реестровый номер 222329)" (извещение N 0852500000122002199) (далее - аукцион, электронный аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_" (доверенность N 7 от 04.04.2022);
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность от 29.12.2021 N 24)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9641э от 29.09.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 20.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000122002199 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 39 162 333,34 руб.
26.09.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 29.09.2022 заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Доводы жалобы по существу сводятся к тому, что совокупности характеристик по каждой из позиций описания объекта закупки соответствует товар только одного производителя. В подтверждением своих доводов заявителем представлена сравнительная таблица по каждой из позиций
В подтверждение указанных доводов к жалобе была приложена сравнительная таблица медицинских изделий с ссылками на сайты производителей и дистрибьютеров.
Уполномоченным учреждением (вх. N 984э от 05.10.2022) и заказчиком (вх. N 9864э от 05.10.2022) были представлены возражения на доводы жалобы, которые по существу сводились к наличию как минимум двух зарегистрированных медицинских изделий по каждой из позиций описания объекта закупки. Уполномоченным учреждением и заказчиком также были представлены сравнительные таблицы с ссылками на страницы инструкций по каждому медицинскому изделию, а также письма официальных дистрибьютеров.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком закупаются медицинские изделия "Стерилизатор плазменный" по трем позициям.
К закупаемому товару предъявлены, в том числе следующие требования:
По позиции N 1:
1.3 |
Температурный режим цикла |
°С |
не более 55* |
1.14 |
Габариты стерилизатора |
мм |
Не более 1845 х 1000 х 1100* |
1.15 |
Масса стерилизатора |
кг |
Не более 685* |
1.19 |
Размеры камеры |
мм |
Не менее 490 х 450 х 730* |
1.20 |
Полезный объем камеры |
Литр |
Не менее 160* |
По позиции N 2:
2.4 |
Габариты стерилизатора |
мм |
Не более 820х1910х955* |
2.5 |
Полезный объем камеры |
л |
Не менее 160* |
2.6 |
Вместимость стерилизационной камеры (количество поддонов) |
Штука |
Не менее 2* |
2.7 |
Размеры камеры |
мм |
Не менее 492х500х700* |
По позиции N 3:
3.5 |
Прямоугольная камера для прямоугольных контейнеров, содержащих операционные наборы инструментов |
|
Наличие |
3.16 |
Напряжение электропитания |
В |
220 |
3.17 |
Габариты стерилизатора |
мм |
Не более 620х792х930* |
3.18 |
Размеры камеры |
мм |
Не менее 250х610х200* |
3.19 |
Полезный объем камеры |
Литр |
Не менее 25* |
3.20 |
Масса стерилизатора |
кг |
Не более 150* |
При проверке зарегистрированных медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, изучении представленных документов, Комиссией было установлено, что совокупности спорных характеристик по каждой из позиций описания объекта закупки соответствует как минимум два производителя, а именно:
- По позиции N 1: "Стерилизатор плазменный низкотемпературный с принадлежностями. Вариант исполнения: - LK/MJG-200" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12487 от 13.01.2020, производства "Лаокен Медикал Технолоджи Ко., Лтд.", Китай), "Стерилизатор плазменный низкотемпературный STERICOOL A, с принадлежностями (см. Приложение на 1 листе). Вариант исполнения: 2. STERICOOL A 160 lt" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/08197 от 01.11.2010, производства " Гоа Текнолоджи Данисманлик Электроник Ималат Тикарет Итхалат Ихракат Лимитед Ширкети", GOA TEKNOLOJI DANISMANLIK ELEKTRONIK IMALAT TICARET ITHALAT IHRACAT LIMITED SIRKETI", Турция);
- По позиции N 2: "Стерилизаторы плазменные Stericool с использованием перекиси водорода, модель A160SF" (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/13959 от 06.04.2021, производства "ГЕТИНГЕ СТЕРИКУЛ МЕДИКАЛ АЛЕТЛЕР САНАЙИ ВЕ ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ", Турция), "Низкотемпературный плазменный стерилизатор HRF 3000 с принадлежностями вариант исполнения: модель S175" (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14306 от 13.05.2021, производства "ТЕКНО МАР МАКИНА Ималат Итхалат Ихраджат Санайи ве Тиджарет Лимитед Ширкети", Турция);
- По позиции N 3: "Стерилизаторы медицинские STERRAD с принадлежностями вариант исполнения STERRAD NX с технологией ALLClear" (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2851 от 29.09.2021, производства "Адвансд Стерилизейшн Продактс, Инк.", США), "Стерилизатор плазменный низкотемпературный LK/MJG с принадлежностями вариант исполнения LK/MJG-50(Bench Top)" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06566 от 13.01.2020, производства "Лаокен Медикал Технолоджи Ко., Лтд.", Китай).
Указанные обстоятельства подтверждаются сравнительной таблицей, представленной заказчиком и уполномоченным учреждением, инструкциями на медицинские изделия, размещенными на официальном сайте Росздравнадзора.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В материалы дела заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Таким образом, Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару являются необходимыми и достаточными для определения потребностей заказчика и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, в связи с чем данный довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПГРЕЙТ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка аппарата для воздушно-плазменной обработки по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями" (Реестровый номер 222329)" (извещение N 0852500000122002199).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 октября 2022 г. N 055/06/33-810/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022