Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ..., в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области" (далее - Заказчик) ..., в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" ..., в присутствии представителя ООО "Лаборатория безопасности бизнеса" ..., в отсутствие представителей АО "Сбербанк - АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Лаборатория безопасности бизнеса" б/н от 30.09.2022 (вх. N2051-ЭП/22 от 30.09.2022) на действия заказчика (Государственного казенного учреждения Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области") при проведении электронного открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по контракту предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение подрядных работ для капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения в Спасском районе Рязанской области (извещение N0859200001122011113 от 14.09.2022) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Государственным казенным учреждением Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области" инициирована процедура закупки путем проведения электронного открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по контракту предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение подрядных работ для капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения в Спасском районе Рязанской области (далее - открытый конкурс).
14.09.2022 извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 658 121 337,60 (шестьсот пятьдесят восемь миллиона сто двадцать одна тысяча триста тридцать семь) рублей 60 копеек.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. действия Заказчика, установившего неисполнимые сроки выполнения проектных работ, нарушают требования ч.1.ст.12, ч.1. ст. 33 Закона о ФКС.
2. необоснованное применение только одного показателя критерия оценки заявок участников, предусмотренного положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604), приводит к ограничению конкуренции.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу Заказчик сообщил, что им соблюдены требования законодательства о контрактной системе, считает жалобу необоснованной.
В отзыве на жалобу Уполномоченное учреждение сообщило, что считает доводы жалобы необоснованными, так как извещение о проведении электронного аукциона соответствует законодательству о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, действия Заказчика, установившего неисполнимые сроки выполнения проектных работ, нарушают требования ч.1.ст.12, ч.1. ст. 33 Закона о ФКС.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, содержит информацию о сроках исполнения контракта, а также сроках отдельных этапов исполнения контракта (п. 1.3.1-1.3.3):
Сроки начала-окончания работ составляют:
1.3.1. Выполнение проектно-изыскательских работ: с 20.10.2022 г. по 19.12.2022 года.
В срок окончания проектно-изыскательских работ по Контракту входит:
- сдача результата работ Подрядчиком и получение положительного заключения Государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости Объекта.
1.3.2. Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту: с 20.12.2022 г. по 31.10.2023 года
1.3.3. Отдельные этапы исполнения контракта:
1 этап - с 20.10.2022 г. по 19.12.2022 г.;
2 этап - с 20.12.2022 г. по 31.10.2023 г.
Согласно ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 42 рабочих дня.
При этом сроки проведения государственной экспертизы проектной документации регламентированы также постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление N 145), Постановлением Главархитектуры Рязанской области от 28.12.2020 N 889-n "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Государственная экспертиза проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий".
Согласно пункту 29 постановления N 145 срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дней.
Таким образом, законодательством установлен максимальный срок проведения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 1 информации ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 06.07.2015 "Об изменениях в порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145, и порядке проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируются с привлечением средств федерального бюджета, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 427, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 984 "О внесении изменений в некоторый акты Правительства Российской Федерации" проведение государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации осуществляется на региональном уровне - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно постановлению Главархитектуры Рязанской области от 26.04.2019 11-n "О единственном исполнителе государственных услуг по проведению государственной экспертизы" ГАУ Рязанской области "Центр государственной экспертизы в строительстве Рязанской области" признан единственным исполнителем на территории Рязанской области по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
Постановлением Главархитектуры Рязанской области от 28.12.2020 N 889-n "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Государственная экспертиза проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости, и результатов инженерных изысканий" утвержден регламент проведения государственной экспертизы проектной документации, согласно которому срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать двадцать два рабочих дня (пункт 7.1).
Таким образом, максимальный срок проведения государственной экспертизы проектной документации сокращен до 22 рабочих дней на региональном уровне.
На основании изложенного, вышеуказанные сроки являются предельными и позволяют завершить процедуру проведения экспертизы ранее законодательно установленного срока.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Закон о ФКС не содержит положений, ограничивающих заказчиков к определению сроков поставки товаров, выполнения работ (услуг) или к графику выполнения работ.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности выполнить работы в срок, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку положения проекта контракта в части установленных сроков выполнения работ не противоречат требованиям Закона о ФКС.
2. Согласно доводу Заявителя необоснованное применение только одного показателя критерия оценки заявок участников, предусмотренного положениями постановления N 2604, приводит к ограничению конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 32 Закона о ФКС для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1. цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом частью 8 статьи 32 Закона о ФКС установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке).
Согласно пункту 24 Положения об оценке для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценке, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и. иных работников определенного уровня квалификации.
При этом подпунктом "а" пункта 28 Положения об оценке установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения об оценке применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с требованиями Положения об оценке в разделе II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" файла "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" по критерию оценки "Квалификация участников закупки" показателем оценки является "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Величина значимости критерия в процентах - 40.
Значимость показателя в процентах - 100.
При этом показателем оценки, детализирующим показатель оценки, является "общее количество исполненных участником закупки договоров" со значимостью 100 процентов.
Таким образом, учитывая требования Положения, заказчиком принято решение о применении одного детализирующего показателя оценки, а именно: общее количество исполненных участником закупки договоров.
Возможность определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику в соответствии с Постановлением N 2604.
Таким образом, Закон о ФКС позволяет Заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии антимонопольного органа установлено, что Заказчиком в составе извещения о проведении открытого конкурса размещен электронный документ "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", который не противоречит положениям Закона о ФКС и Постановлению N 2604, в части выявления необходимого опыта для выполнения соответствующего типа работ.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что в указанной части нарушения законодательства о контрактной системе отсутствуют.
Руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "Лаборатория безопасности бизнеса" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 12 октября 2022 г. N 062/06/106-573/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2022