Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференции обращение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный университет" (далее - Заказчик) (вх. N 696/22 от 29.09.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Инди-Т" (далее - Общество, ООО "Инди-Т", Поставщик) (ИНН: 6686139928, ул. Полевая, п. Залесье, г. Верхняя Пышма, Свердловская обл., 624092) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 14.06.2022 N ЭА/22-033 на поставку системных блоков, компьютеров персональных настольных (моноблоков) (закупка N 0366100002922000033) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя Заказчика по доверенности;
в отсутствие представителей Общества, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку системных блоков, компьютеров персональных настольных (моноблоков) (закупка N 0366100002922000033) (далее - Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом размещены 25.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 951 500,00 рублей.
14.06.2022 по итогам Закупки между Заказчиком и ООО "Инди-Т" заключен Контракт на сумму 845 000,00 рублей.
Согласно пункту 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить системные блоки, компьютеры персональные настольные (моноблоки) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В приложенной к Контракту Спецификации на поставку системных блоков, компьютеров персональных настольных (моноблоков) содержится в том числе количество необходимого к поставке товара и его характеристики.
В разделе 3 "Порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара" Контракта установлено следующее:
"3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Тула, ул. Оружейная 1-М, 2 этаж, склад ТулГУ (далее - место доставки), в срок 5 (пять) рабочих дней с даты заключения контракта.
Поставщик не менее чем за 2 рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Поставщик в день поставки Товара, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) документ о приемке, который соответствует требованиям ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.2. Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
3.3. Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
3.4. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.5. При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 10 рабочих дней с момента доставки Товара Поставщиком осуществляет приемку поставленного Товара, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.
3.6. При выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.5 Контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
3.7. Во всех случаях, влекущих возврат Товара Поставщику, Заказчик обязан обеспечить сохранность этого Товара до момента фактического его возврата. Возврат (замена) Товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика. Расходы, понесенные Заказчиком в связи с принятием Товара на ответственное хранение и (или) его возвратом (заменой), подлежат возмещению Поставщиком.
3.8. Право собственности и риск случайной гибели или порчи Товара переходит от Поставщика к Заказчику с момента приемки Товара Заказчиком и подписания Сторонами документов, указанных в пункте 3.5 Контракта.
3.9. Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного Товара в случае выявления несоответствия Товара условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этого Товара и устранено Поставщиком.".
В разделе 4 "Взаимодействие сторон" Контракта закреплены права и обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 11.1 Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2022 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Из представленной Заказчиком и Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
В соответствии со счет-фактурой от 27.06.2022 Обществом был поставлен Заказчику товар по Контракту и принят Заказчиком на сумму 365 441,40 рублей.
05.07.2022 Заказчик направил Обществу письмо, в котором сообщил, что 22.06.2022 Поставщик осуществил поставку товара. В ходе приемки товара Заказчиком было обнаружено, что поставленный Обществом товар не соответствует характеристикам, указанным в приложении к Контракту, в связи с чем Заказчик отказался от приемки товара и потребовал в срок до 12.07.2022 заменить на товар, отвечающий условиям Контракта.
31.08.2022 Заказчик направил письмо Обществу, в котором указал на не поставку всего товара по Контракту и потребовал в срок до 07.09.2022 произвести поставку товар по Контракту в полном объеме. Кроме того, Заказчик указал Обществу на возможность расторжения Контракта в одностороннем порядке в случае неисполнения Поставщиком обязательств по Контракту.
Как пояснил представитель Заказчика, официальных ответов на письма в адрес Заказчика от Поставщика не поступало, товар по Контракту в полном объеме не поставлен.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.2 Контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона.
Вследствие того, что Поставщик не выполнил свои обязательства по поставке товара, Заказчик 16.09.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.06.2022 N ЭА/22-033 на поставку системных блоков, компьютеров персональных настольных (моноблоков) (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы 16.09.2022 в 15:21 (МСК) и поступило в адрес Общества 16.09.2022 в 15:21 (МСК).
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Поставщика о принятии Заказчиком такого решения, и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.
Обществом в материалы дела представлены письменные пояснения и документы, из которых следует, что ООО "Инди-Т" поставлен товар по Контракту. Однако в ходе приемки товара было выявлено расхождение характеристик одного из компонентов в части направленного товара, а именно неполное соответствие характеристик модуля доверенной загрузки в системных блоках. На произведенные Обществом запросы производителем был дан ответ, что выполнение заказа в настоящее время по предлагаемым характеристика модуля доверенной загрузки невозможно, и что конкретный производитель именно данного компонента - модуля доверенной загрузки в настоящее время приостанавливает все ранее заключенные контракты на основании введенных санкций в отношении РФ от западных производителей (письмо производителя модулей доверенной загрузки ООО "Код безопасности" прилагается).
Общество сообщает, что после безуспешной попытки поиска необходимого модуля доверенной загрузки у других поставщиков было выяснено, что возможна поставка указанных модулей, но с несовпадающими характеристиками по техническому заданию. При этом также ООО "Инди-Т" стало известно об отсутствии возможности, создания указанного комплекса аппаратно-программных средств (модуля доверенной загрузки) ввиду введенных санкционных действий западных производителей.
Наличие необходимых компонентов либо использование аналогов в настоящее время было крайне затруднительно. Общество указывает в пояснениях, что ведущими производителями аппаратных МДЗ в РФ (Аккорд, Соболь, Криптон) разрабатываются возможные варианты систем доверенной загрузки, однако средства защиты с вышеперечисленными необходимыми характеристиками в указанном объёме на рынке РФ отсутствуют.
Обо всем указанном Обществом было сообщено Заказчику и предложено замещение в виде программного модуля с характеристиками, по возможности, приближенными к необходимым по техническому заданию (переписка приложена).
Учитывая невозможность точного выполнения Контракта в указанной части, характеристики поставляемых системных блоков были значительно улучшены по сравнению с техническим заданием.
Таким образом, ООО "Инди-Т" вследствие стечения сложившихся обстоятельств не имело возможности исполнить контракт в полном соответствии с техническим заданием части товара. При этом принимало все возможные попытки для исполнения его условий.
Обществом в материалы дела представлено письмо от 14.06.2022, в котором ООО "Инди-Т" просит Заказчика согласовать (путем заключения дополнительного соглашения) поставку товара с улучшенными характеристиками.
Поставщиком также в материалы дела представлено письмо исх.N 22/0283 от 17.06.2022 поступившее от ООО "Код безопасности", являющимся правообладателем и производителем программно-аппаратного комплекса "Соболь", в котором сообщило о том, что в связи с перебоями в поставках комплектующих, временно приостанавливается прием заявок и о возобновлении поставки товара сообщит дополнительно.
Кроме того, Обществом представлена переписка по электронной почте относительно поставки товара по Контракту и счет-фактура N 2206140174 от 14.06.2022.
Учитывая указанные обстоятельства, Общество просит не включать информацию об ООО "Инди-Т" в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара является существенным для договора поставки.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (пункт 4 статьи 523 ГК РФ).
Комиссией из представленных в материалы дела документов, пояснений сторон установлено следующее.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 3.1 Контракта срок поставки товара составляет 5 (пять) рабочих дней с даты заключения Контракта.
К поставке согласно Спецификации по Контракту требуется: компьютер персональный настольный (моноблок) в количестве 5 шт., системный блок в количестве 10 шт.
Обществом в материалы дела представлено письмо от 14.06.2022, в котором ООО "Инди-Т" просит Заказчика согласовать (путем заключения дополнительного соглашения) поставку товара (моноблок) с улучшенными характеристиками.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии со счет-фактурой от 27.06.2022 Обществом был поставлен Заказчику товар по Контракту и Заказчиком принята часть товара, а именно, компьютер персональный настольный (моноблок) на сумму 365 441,40 рублей.
В части поставленного товара (системный блок) Заказчиком было отказано в приемке по следующей причине:
не соответствует характеристикам, указанным в приложении к Контракту:
- не обеспечивает доступ к основным характеристикам, состоянию системного блока и установленных устройств, автоматическое уведомление о событиях по электронной почте, обеспечение перенаправления графической консоли по сети, поддержка интерфейса для просмотра данных через интернет-браузер;
- не обеспечивает независимый и автономный контроль условий эксплуатации независимо от модели материнской платы системного блока, без прямого подключения к ней и эксплуатируемой операционной системы;
- отсутствует сетевой интерфейс с гнездом по ГОСТ Р ИСО/МЭК 8877-99, - использует сетевые интерфейсы системного блока;
- не обладает возможностью передачи информации и отправки тревожных оповещений с данными о показателях датчиков (датчика пыли, датчика температуры, датчика вскрытия корпуса при их наличии);
-отсутствует уникальный числовой идентификатора устройства в компьютерной сети;
-не обладает возможностью эксплуатироваться отдельно от других комплектующих системного блока для осуществления мониторинга;
- отсутствует доступ к данным через сетевой интерфейс по логину и паролю;
-отсутствует интерфейс для подключения приёмопередатчика, использующего сети операторов мобильной связи для передачи и приёма информации;
- отсутствует адаптер управления питанием системного блока;
- отсутствует датчик пыли.
Даная информация отражена Заказчиком в единой информационной системе в разделе электронные документы об исполнении "Информация о приемке с расхождениями".
В соответствии с пунктом 4.1.6 Контракта Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Заказчик неоднократно направлял почтовым отправлением Обществу письма (05.07.2022, 31.08.2022), в которых требовал произвести поставку оставшейся части товара.
Ответов на данные письма в материалы дела сторонами не представлено.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что официальных ответов на письма в адрес Заказчика, как почтовым отправлением, так и на адрес электронной почты, согласованной сторонами в Контракте info@tsu.tula.ru, от Поставщика не поступало, товар по Контракту в полном объеме не поставлен.
Доказательств обратного в материалы дела Обществом не представлено.
Как было указано выше в силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Следует отметить, что отношения по заключению договора (контракта) носят гражданско-правовой характер, поэтому в рассматриваемом случае Общество обязано было доказать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения контракта.
Доказательств, подтверждающих направление Заказчику писем с пояснением причин невозможности исполнения Контракта либо о сложностях, возникающих при его исполнении с момента принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (16.09.2022) и до вступления такого решения в силу (26.09.2022) в материалы дела Обществом также не представлено.
Таким образом, Общество после информирования о принятии Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, не воспользовалось своим правом, предусмотренным частью 14 статьи 95 Закона на устранение нарушения условий Контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения Заказчиком.
Представленная Обществом в материалы дела переписка между сотрудником ООО "Индитех" и Тульским государственным университетом по адресу электронной почты oktils@mail.ru не может служить допустимым доказательством, поскольку указанный выше адрес электронной почты не является адресом, согласованным сторонами в Контракте, равно как ООО "Индитех" не является стороной Контракта.
В представленной Поставщиком счет-фактуре N 2206140174 от 14.06.2022 указан продавец - ООО "Беркс", грузоотправитель "Итерн", грузополучатель ООО "Индитех", то есть лица, не являющиеся сторонами Контракта. Кроме того, данный документ не позволяет однозначно и достоверно установить, что приобретение товара третьими лицами соотносится с исполнением ООО "Инди-Т" (ИНН 6686139928) Контракта в рамках данной закупки.
При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка предусмотренного Контрактом товара в установленный Контрактом срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Своим бездействием Поставщик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий исполнения Контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, в свою очередь, по мнению Заказчика, это должно повлечь наложение на ООО "Инди-Т" санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Ввиду данных фактов Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно пунктам 1-2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Поставщик в письменных пояснениях указывает, что ведущими производителями аппаратных МДЗ в РФ (Аккорд, Соболь, Криптон) разрабатываются возможные варианты систем доверенной загрузки, однако средства защиты с вышеперечисленными необходимыми характеристиками в указанном объёме на рынке РФ отсутствуют.
Вместе с тем, запросов Общества и ответов на них нескольких производителей о невозможности поставки товара, предусмотренного Контрактом в материалы дела ООО "Инди-Т" не представлено, в связи с чем Комиссия не может однозначно установить возникновение у Поставщика вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра (в редакции Постановления Правительства от 21.03.2022 N 417) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Поставщиком условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Поставщика выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Поставщиком условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "Инди-Т" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Инди-Т" (ИНН 6686139928, ул. Полевая, п. Залесье, г. Верхняя Пышма, Свердловская обл., 624092; генеральный директор (участник/учредитель) - _, ИНН _) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инди-Т" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению N 1).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
26.09.2022 |
28.09.2022 |
28.09.2022 |
0 |
29.09.2022 |
05.10.2022 |
05.10.2022 |
0 |
10.10.2022 |
10.10.2022 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 5 октября 2022 г. N 071/06/104-1094/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022