Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Главного-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия":
О.А. Ахмедовой (по дов.NБТИ-Д-43/22 от 27.01.2022), М.В. Болотовой (по дов.NБТИ-Д-44/22 от 27.01.2022)
ООО "АРМТЭКС": Н.Р Ярыкиной (по дов.Nб\н от 01.08.2022),
третьего лица: О.А. Воробьевой
рассмотрев жалобу ООО "АРМТЭКС" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автоматизированных рабочих мест (Закупка N 0373100075122000016) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (от 30.09.2022 NЕИ/50730/22), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заказчиком закупаются товары, которые включены и не включены в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 616).
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, на основании постановления N616.
Положениями п.1 постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к постановлению N616 (далее - Перечень).
Согласно п.12 постановления N616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 постановления N616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 22.09.2022 N0373100075122000016 объектом закупки является "Автоматизированное рабочее место", отнесенное Заказчиком к коду ОКПД2 26.20.15.000 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода".
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что согласно техническому заданию Заказчиком в рамках одной позиции "Автоматизированное рабочее место" закупаются также системный блок, монитор, клавиатура, мышь, при этом, для каждого из этих товаров предусмотрен отдельный конкретный код позиции КТРУ:
-Системный блок: 26.20.15.000-00000028,
-Монитор, подключаемый к компьютеру: 26.20.17.110-00000007,
-Мышь компьютерная: 26.20.16.170-00000002,
-Клавиатура: 26.20.16.110-00000002.
Комиссией Управления установлено, что согласно техническому заданию, являющемуся Приложением N 2 к извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, объектом закупки является автоматизированное рабочее место в составе: Системный блок - 1 шт. Монитор - 1 шт. Клавиатура - 1 шт. Мышь компьютерная - 1 шт.
Так, закупаемые в составе автоматизированного рабочего места изделия отнесены Заказчиком в следующим позициям КТРУ согласно положениями п.8 "Требования к функциональным, техническим, качественным и количественным характеристикам Товара" технического задания:
Системный блок (КТРУ 26.20.15.000-00000028);
Монитор (КТРУ 26.20.17.110-00000007);
Клавиатура (КТРУ 26.20.16.110-00000002);
Мышь компьютерная (КТРУ 26.20.16.170-00000002).
Вместе с тем системный блок с кодом ОКПД2 26.20.15.000 включен в перечень, утвержденный Постановлением N616.
При этом монитор (ОКПД2 - 26.20.17), клавиатура и мышь компьютерная (ОКПД2-26.20.16) отсутствует в перечне, утвержденном Постановлением N 616 и включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции")".
Таким образом, Заказчиком в один лот объединены товары, которые одновременно включены и не включены в перечень промышленных товаров, утвержденный постановлением N616, что нарушает положения п.12 Постановления N616.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что АРМ закупается как единый сконфигурированный (настроенный, готовый для работы) товар с единой гарантией и общим реестровым номером. В случае закупки рабочей станции как совокупности комплектующих и самостоятельной ее настройки заказчиком гарантия будет распространяться на комплектующие по отдельности. Таким образом, не будет гарантирована совместная бесперебойная работа устройства как целого.
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика предметом закупки является именно единое автоматизированное рабочее место по коду ОКПД2 26.20.15.000 который попадает в перечень товаров по Постановлению N616.
Комиссия Управления отмечает, что комплектность товара - это условие о том, какие части, детали и компоненты (комплектующие изделия) входят в состав товара (п. 1 ст. 478 Гражданского кодекса Российской Федерации). В хозяйственной практике для характеристики комплектности товара часто используется термин "комплектация". Комплектующие изделия по смыслу ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации являются принадлежностью основного товара (главной вещи), предназначены для его обслуживания и связаны с ним общим назначением.
Комплект в отличие от комплектности - это набор разных товаров, которые функционально могут использоваться самостоятельно, но передаются вместе, тогда как комплектующие товара, как правило, самостоятельно не эксплуатируются.
Как правило, не связанными друг с другом признаются товары (работы, услуги), поставка (выполнение, оказание) которых относится к видам деятельности, имеющим различный правовой режим (например, для поставки одних товаров необходима лицензия, а для других нет). Рассматриваемая ситуация может быть квалифицирована сходным образом, так как разные компоненты АРМ подпадают под действие различных правил импортозамещения.
Заказчик в составе одного кода ОКПД закупает системный блок, монитор, подключаемый к компьютеру, мышь компьютерную, клавиатуру объединяя это в комплекс взаимосвязанных компонентов (автоматизированное рабочее место), клавиатура, мышь, монитор, функционально могут использоваться самостоятельно и служат дополнительной принадлежностью основного товара, системный блок.
Таким образом Комиссия Управления обращает внимание на недопустимость включения в один объект закупки товаров в случаях, приводящих к ограничению количества участников закупки, а также случаях, предусмотренных ст. 14 Закона о контрактной системе, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими порядок допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок.
При этом сформированное заказчиком наименование объекта закупки не предопределяет применение либо неприменение позиций каталога, сформированных в отношении определенного наименования товара, учитывая, что согласно положениям Закона о контрактной системе наименование объекта закупки ("общее понятие") не тождественно наименованию закупаемого товара ("частное понятие"). Так, в частности, одно наименование объекта закупки может включать несколько наименований закупаемых товаров.
Данная позиция также отражена в письме Минфина России от 21.10.2021
N 24-06-06/85270.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.15 ч.1 ст.42, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе и наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "АРМТЭКС" на действия ФГБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.15 ч.1 ст.42, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии Э.З. Гугава
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 октября 2022 г. N 077/06/106-15022/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022