Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующий - заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.А. Узкого,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок И.И. Фурсикова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной
коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУК "ГМЗ "Царицыно": А.А. Лопатёнкова (дов. N22-01-24-141 от 18.11.2021), В.А. Матюхиной (дов. N1-17/05-2022 от 17.05.2022),
ООО "Глобал климат": А.С. Аверьянова (Решение N1 от 21.03.2019, до объявления переноса рассмотрении жалобы), Д.К. Комаровой (по дов.N219 от 04.10.2022, после объявления переноса рассмотрения жалобы),
ООО "ТАСК СЕРВИС": Р.А. Захарова, Д.В. Панчика, А.С. Казакова (по дов. N46/2022 от 05.10.2022),
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Е.В. Богдановой (дов. N77-13-13/21-30 от 07.09.2021),
рассмотрев жалобу ООО "Глобал климат" (далее - Заявитель) на действия ГБУК "ГМЗ "Царицыно" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерных коммуникаций в зданиях, строениях и сооружениях ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" в 2022-2025 гг. (Закупка N 0173200001422001262) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NЕИ/51101/22 от 04.10.2022, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что закупочной комиссией Заказчика неправомерно признана заявка ООО "ТАСК СЕРВИС", а также заявки ООО "Таис", ООО "Инжиниринг групп", ООО "Сервисный Центр ЛНТ" соответствующими требования документации.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.09.2022 NИЭА1 заявки всех участников признаны соответствующими.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 16.09.2022 N0173200001422001262 установлены дополнительные требования к участникам закупочной процедуры в соответствии с позицией 5 Приложения к Постановлению N2571.
В Приложении к постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно позиции 5 Приложения к постановлению N 2571 при проведении конкурентных процедур по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Подтверждающими документами сведения являются: исполненный договор; акт выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ, оказанных услуг.
В соответствии с абз.2 п."а" ч.3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 5 Приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
Согласно ч.1 ст.46 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно доводам жалобы в составе заявки ООО "ТАСК СЕРВИС" не представлены сведения о наличии опыта, предусмотренного извещением, ввиду чего заявка такого участника не соответствует требованиям документации.
Вышеуказанное обстоятельство подтверждается отсутствием надлежащего опыта у участника закупки, размещенного в реестре контрактов/договоров в единой информационной системе.
Участники закупи ООО "Таис", ООО "Инжиниринг групп", ООО "Сервисный Центр ЛНТ" также не имеют соответствующего опыта выполнения работ.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что ООО "ТАСК СЕРВИС" в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ представлен гражданско-правовой договор N940/20/А от 14.09.2020 заключенный с ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" на оказание услуг по техническому обслуживанию электросистем и электрооборудования, систем тепло- и водоснабжения, оборудования комплекса технических средств охраны, а также поддержанию работоспособности и восстановлению ресурса оборудования в рамках содержания и эксплуатации инженерных систем зданий и строений ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" в 2020-2022 гг. на сумму 87 531 445, 92 руб. При этом в рамках указанного контракта исполнителю представлялся допуск к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, что полностью соответствует установленным требованиям.
Кроме того, представитель Заказчика обратил особое внимание, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.09.2022 NИЭА1 оспариваемые общества: ООО "Таис", ООО "Инжиниринг групп", ООО "Сервисный Центр ЛНТ" не являются участниками закупочной процедуры.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих об отсутствии у участника закупочной процедуры ООО "ТАСК СЕРВИС" надлежащего опыта выполнения работ.
В силу пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своих подтверждений и является необоснованным.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает на неправомерное признание заявок участников закупки соответствующими требованиям документации ввиду представления ненадлежащих решений о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью (ООО), либо его единственным участником, решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, закупочной комиссией Заказчика не проводилась проверка соблюдения участником закупки вышеуказанного требования о нотариальном заверении решения.
Согласно пп. "м" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Согласно пп.1 п.14 Информационной карты аукционной документации в составе заявки должно быть представлено решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) регламентирует, что принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.
Согласно ч.3 ст.46 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества. В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений о согласии на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. В решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения. В решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.
Вместе с тем в силу ч.7 ст. 46 Закона об ООО положения статьи 46 Закона об ООО не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества
Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что согласно выпискам из ЕГРЮЛ участников закупочной процедуры: Н.А. Филатова является единственным участником, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества, а именно генеральным директором ООО "ТАСК СЕРВИС";Ю.А. Орлова является единоличным участником и генеральным директором ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"; Л.А. Дмитриенко является единоличным участником и генеральным директором ООО "ГОРСЕРВИС", ввиду чего требование о представлении решения об одобрении крупной сделки в составе заявок участников закупки не применимо и соответственно заявки таких участников соответствуют требованиям закупочной документации и Закону о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Заявителем обжалуется неправомерное признание заявок соответствующими требованиям документации ввиду непредставления надлежащего обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре.
Согласно ч.4 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать независимая гарантия.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Комиссия Управления также отмечает, что в п.19 Информационной карты установлено, что обеспечение заявки может предоставляться в виде денежных средств или независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки ООО "ТАСК СЕРВИС" представлена независимая гарантия N778022 от 21.09.2022, выданная АО КБ "Модульбанк", которая полностью соответствует требованиям закупочной документации, а также Закона о контрактной системе.
Кроме того, обеспечение заявок иных участников также соответствуют установленным требованиям.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о несоответствии обеспечения исполнения контракта требованием закупочной документации и Закону о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 16.09.2022 N0173200001422001262 Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 5 Приложения к постановлению N 2571.
Комиссия Управления обращает внимание, что Абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 Постановления N2571 предусмотрено, что позиция Приложения к Постановлению N2571 применяется в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в соответствующей позиции в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки", при этом в рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерных коммуникаций в зданиях, строениях и сооружениях ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 16.09.2022 N0173200001422001262 Заказчиком закупаемые услуги отнесены к коду ОКПД2 41.20.20.290 "Здания нежилые, не включенные в другие группировки", таким образом, объектом закупки не являются услуги\работы, связанные с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Кроме того, Комиссия Управления дополнительно отмечает, целью закупаемых услуг, изложенных в составе технической части закупочной документации, является техническое обслуживанию и поддержание в работоспособном состоянии оборудования и инженерных коммуникаций здания Заказчика, что также отражено в п.2.13 Технического задания.
При этом, технической частью документации также не предусмотрены услуги, при которых у исполнителя будет доступ непосредственно к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, закупаемые Заказчиком услуги по комплексному обслуживанию подразумевают под собой техническое обслуживание инженерных систем здания, объект закупки не относится к п.5 раздела I приложения к Постановлению N2571.
Комиссия Управления дополнительно отмечает, что услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений отражены в п.14 раздела I приложения к Постановлению N2571, что подразумевает наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Глобал климат" на действия комиссии ГБУК "ГМЗ "Царицыно" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.А. Узкий
И.И. Фурсиков
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 октября 2022 г. N 077/06/106-15100/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2022