Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок И.И. Фурсикова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Д.В. Чижикова (дов. NД-ФАС/4/22 от 17.01.2022), Б.А. Абдулгалимовой (дов. NД-ФАС/28/22 от 30.09.2022),
ООО "ВТ-Инжиниринг": А.Н. Каменева (по дов. N12/04/22-1 от 20.04.2022),
рассмотрев жалобу ООО "ВТ-Инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту
электрических сетей в учреждении, подведомственном ДТСЗН г.Москвы (Закупка N 0373200041522001189) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 04.10.2022 N ЕИ/51292/22, Комиссия Управления установила следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) в части неправомерной оценки своей заявки по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий комиссии Заказчика в части применения установленного порядка оценки заявок.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п.2 ч.10 ст.48 Закона о контрактной системе , но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с извещением об осуществлении закупок оценка заявок производится в соответствии с Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно ч.4 ст.24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке)
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Комиссией Управления определено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта":
"Показателем оценки является общая цена исполненных участником закупки договоров.
Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ, связанного с предметом контракта, исчисляемый в рублях) исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Опыт участника по выполнению работ, связанного с предметом контракта подтверждается следующими документами:
- копия ранее исполненного контракта на выполнение работ, связанного с предметом контракта;
- копия акта(ов) приемки работ, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта или копия итогового акта приемки работ, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ;
- копия разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию по указанным контрактам (договорам) (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
-в случае предоставления опыта участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, опыт подтверждается: раздел 11 "Сметой на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; -- разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, позволяющие определить стороны контракта, дату заключения контракта, предмет контракта, стоимость контракта, подписи и печати.
Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.
Датой исполнения контракта считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта.
Под выполнением работ понимаются исключительно исполненные договоры в соответствии с условиями, установленными в договорах, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Под работами, связанными с предметом контракта, понимаются работы по капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления сведений в составе заявки в соответствии с прилагаемой формой "Сводные сведения о наличии опыта у участника закупки по выполнению работ, связанных с предметом контракта", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в электронном конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в процедуре, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Дополнительно сведения о контрактах, заключенных в письменной форме, могут быть также представлены в составе заявки по форме "Сводные сведения о наличии опыта у участника закупки по выполнению работ, связанных с предметом контракта", содержащей данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта".
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что закупочной комиссией Заказчика неправомерно не приняты к оценки представленные в п.12-14, п.17-22, п.34, п.38, п.40-48, п.54-57 сводных сведений контракты/договоры на основании отсутствия работ капитального характера, а также работ по строительству или реконструкции.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что часть представленных контрактов/договоров не учтены, поскольку в них отсутствуют работы капитального характера, а также работ по строительству или реконструкции.
Кроме того, некоторые контракты/договоры приложены участником закупки не в полном объеме, в некоторых присутствуют недостоверные сведения.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что озвученные причины неучета контрактов/договоров на основании непредставления сведений в полном объеме, а также наличия недостоверной информации не отражены в размещенном Заказчиком ответе на запрос 1189 N1070475 от 29.09.2022 09-26 о разъяснении результатов рассмотрения и оценки вторых частей заявок.
Ввиду вышеизложенного Комиссия Управления объявлен перерыв до 16:00 10.10.2022 для ознакомления представителя Заявителя с представленными Заказчиком документами и сведениями.
Так после объявления перерыва в рассмотрении жалобы Заявителем сняты доводы в отношении неправомерного не учета контрактов/договоров по п.16, п.23-31, п.33, п.35, п.52, п.53, п.57, п.58 сводных сведений, поскольку, так например, частично не приложены документы в полном объеме, в наименовании иных контрактов/договоров присутствует указание на выполнение работ по текущему ремонту, что указывает на несоответствие таких сведений требованиям порядка оценки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно порядку оценки сопоставимыми объекту закупочной процедуры являются работы по капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Вместе с тем в составе сводных сведений представлены такие контракты как, например:
п.12 установка системы интеллектуального управления отоплением здания ("умное тепло") и автоматизированного узла управления системой отопления здания;
п.13 выполнение работ по модернизации системы коммерческого учета тепловой энергии для обеспечения нужд ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ";
п.17 выполнение работ по монтажу электрики,
п.18 выполнение работ на замену участка кабельной линии 0,4 кВ МРТ;
п.22 выполнение пуско-наладочных работ, монтажу и программированию оборудования;
п.34 выполнение работ по техническому переоснащению вводно-распределительных устройств в зданиях ГАОУ ВО МГПУ и т. д.
Предметы вышеуказанных контрактов/договоров не являются работами по капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), ввиду чего такой опыт не соответствует установленному порядку оценки и не может быть принят к учету конкурсной комиссией Заказчика.
При этом контракт по п.54 "выполнение работ по реконструкции внешних тепловых сетей с использованием материалов и оборудования подрядчика по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д,110, (участок 31.4 в ТСН)" также не может быть принят к учету поскольку работы выполнялись на линейном объекте.
Кроме того, положениями порядка оценки также предусмотрено, что копии прилагаемых документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, вместе с тем, например, к следующим контрактам/договорам не представлены неотъемлемые приложения:
п.14 NАПТ.19-19 от 01.08.2019 не представлено Приложение 1 "Выписка из реестра членов СРО о праве выполнения работ", Приложение 2 "Протокол договорно цены", Приложение 3 "График производства работ", Приложение 4 "Перечень передаваемой Подрядчику документации" и т. д.;
п.48 N25130720 от 12.10.2020 в составе заявки контракт не приложен, при этом в реестре контрактов отсутствуют документы, подтверждающие исполнение обязательств, а также отсутствуют акты и дополнительные соглашения к контракту и т. д.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в ходе заседания Комиссии Управления, а так же в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении закупочной комиссией Заказчика норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о том, что работы, так например, по модернизации системы коммерческого учета тепловой энергии, по монтажу электрики, по техническому переоснащению вводно-распределительных устройств являются работами по капитальному ремонту, строительству и реконструкции объектов капитального строительства. Также не представлено документов и сведений, подтверждающих представления по некоторым контрактам/договорам всех предусмотренных приложений, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания закупочной комиссии Заказчика нарушившей требования Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также пояснил, что представленный в составе заявки договор подряда по п.45 N05/02-2020 от 05.02.2020, заключенный между ООО "ПКФ Счастливый кролик" и ООО "ВТ-Инжиниринг" на выполнение работ по капитальному ремонту производственного здания, не принят к учету, поскольку содержит признаки недостоверной информации (печати и подписи в контракте и КС -2, Кс-3 вставлены в пдф файлы), контактная информация о Заказчике в реквизитах контракта указана не полностью (адрес, контактная информация).
Комиссия Управления считает необходимым отметить, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.
В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7).
Кроме того, располагать такой информацией о недостоверности заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями.
Таким образом, как следует из материалов дела, каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений в контексте ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. Доказательств обратного представителем Заказчика не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях комиссии Заказчика выявлены нарушения пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе по причине неучета представленного в составе заявки договора N05/02-2020 от 05.02.2020 на капитальный ремонт здания, предусмотренного п.45 сводных сведений, что образует признаки состава административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВТ-Инжиниринг" на действия конкурсной комиссии ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной в части неучета представленного договора, предусмотренного п.45 сводных сведений..
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии: И.И. Фурсиков
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 октября 2022 г. N 077/06/106-15170/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022