Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ГБУЗ "ГП N 67 ДЗМ": В.С. Намажапа (дов. Nб/н от 10.10.2022), М.В. Финошкина (дов. Nб/н от 10.10.2022),
в отсутствие представителей ООО "Формед", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N ЕИ/51966/22 от 07.10.2022,
рассмотрев жалобу ООО "Формед" (далее - Заявитель) на действия
ГБУЗ "ГП N 67 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских перчаток для нужд ГБУЗ "ГП N 67 ДЗМ" (Закупка N 0373200585522000039) (далее -
аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/51966/22 от 07.10.2022.
На основании п.1,3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком, в нарушении п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлены неправомерные, противоречивые требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение, так например:
- п.4,5 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" установлено следующее требование: "В структуре перчатки содержится компонент, который обеспечивает непрерывное антибактериальное действие наружной поверхности перчатки для профилактики риска инфицирования и распространения инфекций контактным путем при продолжительных манипуляциях, диагностических и терапевтических процедурах с повышенным риском инфицирования", вместе с тем, в соответствии со справочной информацией, выбранного кода КТРУ 22.19.60.119-00000008 для указанных позиции "_внутренняя поверхность перчаток неопудрена, и они не содержат антибактериальных веществ/материалов", что напрямую противоречит установленным Заказчиком характеристикам.
Аналогичные противоречивые требования установлены к товарам по п.14,15 15 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", поскольку данные товары закупаются Заказчиком с использованием кода КТРУ 22.19.60.113-00000001 в описании которого указано "_внутренняя поверхность неопудрена, перчатки не обладают антибактериальными свойствами.", тогда как Заказчиком установлено требование, что перчатки должны иметь антибактериальные свойства.
Заказчиком также установлены неправомерные требования к упаковке закупаемых товаров, а именно: "информация о компоненте, обеспечивающем антибактериальное действие наружной поверхности перчатки, должна быть нанесена на упаковке в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 и подтверждена паспортом или протоколом испытаний, или письмом производителя", несмотря на то, что такие требования не являются техническими или качественными характеристиками закупаемых товаров, в понимании ст.33 Закона о контрактной системе.
Аналогичные непарвомерные требования к упаковке установлены, в том числе, к товарам по п.6 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", п.7 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", п.14,15 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", п.16 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" , п.17, 18 "Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные"
- п. 6 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" установлены следующие противоречивые требования "одинарная толщина (в области пальцев) 0,16-0,19 мм для обеспечения механической прочности и устойчивости от воздействия химически агрессивных сред, в т.ч. для продолжительных клинико-диагностических манипуляций и лабораторных работ", при этом в составе требований к товару также установлено "одинарная толщина среднего пальца перчатки: >= 0.11 мм", что позволяет в одном случае представить значение толщины перчатки, например, 0.11 мм которое будет соответствовать установленному диапазону одного показателя и одновременно противоречить диапазону другого. Подобным неправомерным образом установлены требования к длине перчатки, а именно в одном случае заказчику требуется: "длина перчатки, от кончика среднего пальца до края манжеты, миллиметр: >=260 >=280", тогда как далее того же товара указано "Длина перчатки не менее 280 мм для защиты предплечья".
Аналогичные противоречивые требования установлены к следующим товарам: п.8-10 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные", п. 11-13 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", п.14,15 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", п.16 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", п.17, 18 "Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные".
- п.11-13 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" Заказчиком установлены ограничивающие участников закупки требования, а именно "метод стерилизации радиационный", тогда как фактически нормативными документами предусмотрены различные методы стерилизации, например, оксидом этилена, что также будет сохранять функциональные особенности требуемых к поставке перчаток.
Аналогичные неправомерные требования у стерелизации установлены к товарам: п. 14, 15 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", п.17, 18 "Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные".
- п. 16 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлены неправомерные требования "материал перчаток содержит оксид висмута (эквивалентная толщина свинца не менее 0,032 мм) для защиты рук специалиста в рентген-хирургии, не содержат свинец для исключения токсичного действия на организм человека и простоты утилизации. 4. Эффективность поглощения рентгеновского излучения: при излучении с напряжением 60 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 60%; при излучении с напряжением 80 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 50%; при излучении с напряжением 100 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 40%; при излучении с напряжением 120 кв. на рентгеновской трубке ослабление излучения не менее 35%. Информация указана на упаковке", поскольку значения таких показателей не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
При этом Комиссия Управления отмечает, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам вышеуказанным образом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации, что в свою очередь содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам по п.4,5 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "в структуре перчатки содержится компонент, который обеспечивает непрерывное антибактериальное действие наружной поверхности перчатки для профилактики риска инфицирования и распространения инфекций контактным путем при продолжительных манипуляциях, диагностических и терапевтических процедурах с повышенным риском инфицирования" поскольку из документации не ясно каким образом требуемая характеристика способствует улучшению технических характеристик товара.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что не понимание положений извещения о проведении закупочной процедуры не свидетельствует о наличии неправомерных действий Заказчика, при это в соответствии с ст.42 Закона о контрактной системе участники закупочной процедуры вправе направить запрос на разъяснения положений закупочной документации.
По п.6 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" предъявлены неправомерные требования "Перчатка двухслойная, внешний слой синего или зеленого цвета (контрастного по отношению к крови), внутренний слой белого или телесного цвета - для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы обеспечивая своевременную индикацию места прокола (перфорации) наружного слоя перчатки за счет цветовой индикации", поскольку смотровые перчатки не используются для индикации прокола.
Кроме того, требование "внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока обеспечивает абсорбцию влаги и профилактику мацерации кожи при продолжительных манипуляциях" также, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку требование к материалу ограничивает возможность товара различных производителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемые характеристики являются неоспоримой потребностью медицинского учреждения способствующие улучшению медицинского процесса. Кроме того, требуемые перчатки представлены, как минимум, 3 производителями - Heliomed Handelsges m.b.H. (MANUAL NA 317), Shen Wei USA, Inc. США (Hydrex), и WRP.
В составе заявки указано, что Заказчиком неправомерно установлено требование к толщине манжеты для товара по п.11-13 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", а именно: "манжета обрезана (без венчика) для профилактики пережимания предплечья, толщина в области манжеты (одинарная) не менее 0,20 мм для обеспечения механической прочности", поскольку такое значение не указывается производителями товаров.
Аналогичные неправомерные требования к толщине манжеты установлены к товарам по п.14, 15 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", п.16 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные".
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что п.6.1 ГОСТ Р 52238-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация" предусмотрены значения длины, ширины, а также толщины перчаток.
Кроме того, Заявитель указывает, что требуемая техническая характеристика "герметичность (AQL) не более 0,65 для применения при продолжительных операциях в условиях повышенного риска" для товаров по п.17 и 18 "Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные" установлены в нарушение положений ГОСТ Р 52238-2004, в соответствии с которым герметичность AQL должна быть 1,5.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что AQL (Acceptable Quality Level) обозначает, приемлемый уровень качества. При массовом производстве весьма затруднительно контролировать качество каждой перчатки, поэтому контролю подвергается лишь некоторая часть изделий, выбранная случайным образом, где качество этой перчатки дает представление о качестве всей партии. При проведении полного контроля качества вручную, возникает определенный процент дефектов. Чем ниже будет показатель AQL, тем более высокий уровень качества перчатки и партии в целом.
При этом, значение AQL 1.5, указанное в ГОСТ, является не значением, которое Заказчики должны устанавливать при описании объекта закупки, а является максимально допустимым пороговым значением, после которого перчатки уже не допускаются к использованию из-за высокого процента брака. Таким образом, Заказчик руководствуясь положениями ГОСТ может установить значение AQL в диапазоне, не выходящем за пределы 1,5, в том числе установив диапазон "не более 0,65". При этом, перчатки с данным показателем, выпускаются несколькими производителями: "ANSELL"; "Nitritex", "TERANG NUSA SDN", "WRP" и др.
Вместе с тем в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничений количества участников.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Формед" на действия ГБУЗ "ГП N 67 ДЗМ" обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
М.О. Мацнева
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 октября 2022 г. N 077/06/106-15363/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022