Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
в присутствии представителей от:
- заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска - Н.А. Клименко по доверенности от 05.10.2022; Егоров С.В. по доверенности от 05.10.2022,
- подрядчика - ООО "АТИК ПромГражданПроект" - директор Еремина Е.А., Родионов А.В. по доверенности от 04.10.2022;
рассмотрев материалы дела N 7-3/643 по обращению заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "АТИК ПромГражданПроект" (далее - ООО "АТИК ПромГражданПроект", Подрядчик), в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция ливневой канализации, расположенной между домами по ул. Краснореченская N 111, N 111 В (административное здание бывшей фабрики "Заря" - ул. Краснореченская N 113-117 - пер. Иртышский N 8" (извещение N0122300006119001088) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "АТИК ПромГражданПроект",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Управлением муниципального заказа администрации города Хабаровска осуществлено проведение электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция ливневой канализации, расположенной между домами по ул. Краснореченская N 111, N 111 В (административное здание бывшей фабрики "Заря" - ул. Краснореченская N 113-117 - пер. Иртышский N 8" (извещение N 0122300006119001088).
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 314 337,00 рублей.
Победителем торгов признано ООО "АТИК ПромГражданПроект", направившее в ходе торгов наименьшее ценовое предложение (3 879 713,24 рублей), с которым по итогам торгов заключен муниципальный контракт от 08.10.2019 N105 (реестровый номер контракта 3272319166419000058, далее также - контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта предметом контракта является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция ливневой канализации, расположенной между домами по ул. Краснореченская N 111, N 111 В (административное здание бывшей фабрики "Заря" - ул. Краснореченская N 113-117 - пер. Иртышский N 8".
В соответствии с п. 1.2 Контракта работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контакту), сметным расчетом (приложение N 2 к контакту) и календарным графиком (приложение N 3 к контакту).
Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получивших положительные заключения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (п. 1.3 Контракта).
В силу п. 2.1 Контракта цена контракта составляет 3 879 713,24 рублей в том числе НДС (20 %) .
В цену контракта включены:
- расходы Подрядчика, предусмотренные сметным расчетом;
- оплата всех налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- все прочие расходы Подрядчика, прямо или косвенно связанные с исполнением обязательств по настоящему Контракту.
Пунктом 4.1 Контракта определено, что работы выполняются с момента заключения контракта по 23.08.2020 года в соответствии с календарным графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту).
В соответствии с п. 4.2 Контракта при обнаружении недостатков в разработанной проектно-сметной документации, в том числе выявленных при Государственной экспертизе, Подрядчик устраняет их в установленный Заказчиком срок.
Контрактом установлены права и обязанности сторон соглашения, в том числе обязанность подрядчика немедленно уведомлять Заказчика об обстоятельствах, замедляющих выполнение инженерных изысканий и работ по разработке проектной документации, о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний о способе исполнения работ или иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут негативно повлиять на сроки выполнения работ (п. 6.1.7); нести ответственность в соответствии с условиями контракта и действующим законодательством на территории Российской Федерации (п. 6.1.8).
Согласно п. 6.1.11 Контракта в случае получения отрицательного заключения Госэкспертизы Подрядчик за свой счет устраняет замечания в установленный Заказчиком срок и компенсирует Заказчику расходы на проведение повторной (последующих) Госэкспертизы.
В соответствии с п. 8.1 Контракта подрядчик гарантирует качество выполненных работ и их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, строительных норм и правил.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации (п. 9.1 Контракта).
Пунктом 11.2 Контракта определено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 11.3 Контракта заказчик вправе потребовать расторжения контракта, в том числе в случаях:
- задержки сроков начала работ более чем на 2 (два) рабочих дня;
- срыва сроков выполнения работ (этапов работ) более чем на 5 (пять) рабочих дней;
- неоднократного нарушения качества при выполнении работ;
- проведения ликвидации предприятия Подрядчика или принятия арбитражным судом решения о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
- приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
- прекращение (приостановление) членства Подрядчика в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Согласно приложению N1 к Контракту подготовку исходных данных проводит исполнитель. Состав и содержание межевого плана должны соответствовать требованиям Градостроительного кодекса, Земельного кодекса. Согласование границ со смежными земельными участками выполняется исполнителем лично или путем публикации в СМИ.
Также оформление разрешительной документации, составление плана работ, запрос необходимых данных поручается исполнителю.
В силу п. 10.3 Технического задания исполнитель самостоятельно запрашивает технические условия на вынос коммуникаций, технические условия на подключение к инженерным сетям и проводит согласования по техническим условиям в необходимом объеме.
Приложением N3 к Контракту стороны согласовали календарный план выполнения работ, согласно которому работы подлежали завершению в срок до 23.08.2022, в том числе устранение замечаний государственной экспертизы до 08.06.2020.
Прохождение государственной экспертизы проекта возлагается на Заказчика, обязанность выполнения работ по устранению экспертных замечаний с внесением изменений в проектную документацию возлагается на Исполнителя (п. 19 Технического задания).
Как следует из материалов дела, ООО "АТИК ПромГражданПроект" приступило к выполнению работ в 2019 году, в ходе выполнения работ заказчику направлялись письма о направлении схем, результатов инженерных изысканий.
В дальнейшем сторонами осуществлялась рабочая переписка по контракту по вопросу устранения замечаний к проектной документации, по результатам осуществления работ проектная документация передана для проведения государственной экспертизы.
01.03.2022 на подготовленную ООО "АТИК ПромГражданПроект" проектную документацию получено отрицательное заключение государственной экспертизы.
Письмом от 04.04.2022 заказчик потребовал устранить замечания с целью повторного прохождения государственной экспертизы в срок до 12.05.2022.
Неустранение Обществом замечаний в установленный срок послужило основанием для принятия заказчиком 22.06.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В дальнейшем указанный односторонний отказ отменен заказчиком письмом от 04.08.2022, по устным пояснениям представителей заказчика, в целях предоставления возможности подрядчику для устранения замечаний.
В связи с непринятием подрядчиком мер, направленных на устранение допущенных нарушений условий контракта, 15.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям подрядчика по вопросу включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) , полагает добросовестное выполнение работ, отсутствия игнорирования Заказчика, указывает, что выполнение работ изначально задержано и получено отрицательное заключение по вине Заказчика.
Проанализировав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, а также информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, а также быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий является обязательным в силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, контракт расторгнут со стороны заказчика по причине одностороннего отказа от исполнения контракта.
Нарушения порядка расторжения контракта не установлено, решение в установленный срок (15.09.2022) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок, посредством которого направлено подрядчику.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается факт нарушения условий контракта со стороны ООО "АТИК ПромГражданПроект".
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, подготовленная Обществом проектно-сметная документация получила отрицательное заключение государственной экспертизы, в том числе качества выполненных работ; условия Контракта не выполнены, в установленном порядке работы заказчику не сданы.
Доводы Общества о вине заказчика в невыполнении работ отклоняются, поскольку Общество, являясь профессиональным участников рынка в области разработки проектно-сметной документации, имело возможность оценить объема и требования к качеству работ, указанных в Контракте и техническом задании, реальность сроков их выполнения, согласилось принять на себя обязательство по Контракту, в порядке статей 716 и 719 ГК РФ до получения заключения государственной экспертизы не приостановило работы по причине неисполнения заказчиком обязательств по Контракту, препятствующих выполнению встречных обязательств.
Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым элементом результата работ по контракту, достижение и передача которого обусловливают возникновение обязанности заказчика произвести оплату работ. Контракт не может считаться исполненным, если работы выполнены в части и их результат не достигнут, поскольку контракт заключался не в связи с необходимостью выполнения проектных работ как таковых, а для достижения определенного результата, пригодного для использования по назначению, включающего в себя наряду с собственно проектной документацией положительное заключение государственной экспертизы.
В материалы дела представлено отрицательное заключение от 28.02.2022, в котором усматриваются существенные нарушения исполнителем требований к качеству проектной документации, указанные недостатки не устранены, представленный результат не удовлетворяет нужды заказчика и не может быть использован при дальнейшей деятельности.
Доводы Общества об отсутствии объективной возможности выполнения работ отклоняются, поскольку ООО "АТИК ПромГражданПроект" не приостановило работы, не уведомило заказчика о наличии препятствий к выполнению работ, фактически указало на факт завершения подготовки проектной документации, результатом которого стало получение отрицательного заключения государственной экспертизы, причинение ущерба заказчику, осуществившего затраты на проведение такой экспертизы.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Представленные материалы не свидетельствуют о невозможности в регламентированные сроки исполнения контракта. При принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать последствия неисполнения условий контракта.
Пунктом 15 правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Оценив в полном объеме представленную переписку, материалы дела в их взаимосвязи, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "АТИК ПромГражданПроект".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Управлением дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска об ООО "АТИК ПромГражданПроект" (ИНН 2723148080), генеральном директоре (учредителе) Общества Ереминой Елене Анатольевне (ИНН 282801299640), учредителе Родионове Андрее Владимировиче (ИНН 790200873859) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 октября 2022 г. N РНП-27-490 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - проектная документация - подрядчик - заключение государственной экспертизы)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022