Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в присутствии представителей заказчика - Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования Поповой Э.Ю. по доверенности от 07.10.2022 N 77-08, Литовки П.И. по доверенности от 07.10.2022 N 76-08, Будника И.А.по доверенности от 07.10.2022 N 78-08,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Импульс" (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим порядком),
рассмотрев материалы дела N 7-3/623 по обращению заказчика - Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее также - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Импульс" (ИНН 6154156545) (далее - ООО "Импульс", Общество) и учредителе (директоре) Общества Шапошниковой Ксении Вадимовне (ИНН 615431056169) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 18.07.2022 N Э1122-48 (реестровый номер 2270000053922000053) на поставку светильников светодиодных, заключенного по результатам электронного аукциона N 0222200000122000046, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "Импульс",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Импульс" (ИНН 6154156545) и учредителе (директоре) Общества Шапошниковой Ксении Вадимовне (ИНН 615431056169) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 18.07.2022 N Э1122-48 (реестровый номер 2270000053922000053) на поставку светильников светодиодных, заключенного по результатам электронного аукциона N 0222200000122000046, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "Импульс" (далее также - Поставщик).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования проведен электронный аукцион на поставку светильников светодиодных.
Извещение N 0222200000122000046 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.06.2022.
Начальная цена контракта: 36 013,36 рублей.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки идентификационный N 112212472 (заявка ООО "Импульс"), с ценовым предложением 10 083,32 рублей.
18.07.2022 между заказчиком и победителем закупки ООО "Импульс" заключен государственный контракт N Э1122-48 (реестровый номер 2270000053922000053) (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик принимает на себя обязательство на поставку светодиодных светильников для нужд ХКФОМС (далее - Товар) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1) и Спецификацией (Приложение N 2), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с п. 2.1 контракта цена Контракта составляет 10 083,00 рублей, НДС не облагается.
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Техническое задание, а именно:
N п/п |
Наименование Товара |
Код позиции КТРУ |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики Товара |
Количество, шт. |
|
Наименование характеристик |
Значение характеристик |
||||
1. |
Светильник светодиодный внутреннего освещения |
27.40.25.123-00000003 |
Вид светильника |
Встраиваемый |
8 |
Длина светильника |
|
||||
Класс защиты от электрического тока |
II |
||||
Коррелированная цветовая температура, max |
|
||||
Крепления в комплекте |
Да |
||||
Материал корпуса светильника |
Сталь |
||||
Мощность |
> 35 и |
||||
Наличие светорассеивателя |
Да |
||||
Световой поток |
> 3000 и |
||||
Форма |
Квадратная |
||||
Ширина светильника |
|
||||
Высота светильника |
< 50 |
||||
|
|
|
Индекс цветопередачи |
> 80 и |
|
Рекомендуемый товар - для использования в потолочной системе типа "Армстронг".
В соответствии с п. 4.2 контракта срок поставки Товара: в течение 30 календарных дней с момента заключения настоящего Контракта.
Согласно п. 4.6 контракта моментом поставки является фактическая поставка Товара, предусмотренного настоящим Контрактом, осуществление сопутствующих мероприятий, указанных в пункте 4.5 настоящего Контракта, предоставление Поставщиком документов, подтверждающих поставку Товара (документы на товар (товарная накладная, транспортная накладная или универсальный передаточный документ (УПД), сертификаты, декларации соответствия и т.п.)), и документов для оплаты Заказчиком поставленного Товара.
Приемка Товара осуществляется путем подписания Сторонами документов о приемке Товара посредством электронного документооборота в единой информационной системе в сфере закупок (далее-ЕИС). Общий срок приемки Сторонами поставленного Товара, с учетом устранения выявленных недостатков Товара, не должен превышать 20 рабочих дней с даты формирования и размещения в ЕИС Поставщиком документа о приемке Товара (п. 5.1 контракта).
Согласно п. 12.1 контракта настоящий Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного Заказчиком Контракта в соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Контракт действует с момента его подписания Сторонами по 30.09.2022 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами всех обязательств.
В соответствии п. 10.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, установленном ст. 95 Закона 44-ФЗ.
П.10.13 контракта установлено, что нарушение Поставщиком срока поставки Товара признается сторонами существенным нарушением и дает Заказчику право потребовать расторжения Контракта.
Как следует из обращения заказчика, поставка товара в установленный контрактом срок, а именно: до 17.08.20321 (включительно) Обществом не осуществлена.
В адрес Поставщика направлены претензии от 18.08.2022 исх. N 08-2686/2 и от 30.08.2022 исх. N 08-2804/2 с требованием исполнить контракт, которые остались без ответа.
В связи с тем, что товар заказчику не поставлен, обязательства по контракту не исполнены, данный факт явился основанием для принятии заказчиком 19.09.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС и направлено Поставщику 19.09.2022.
В связи с тем, что в десятидневный срок со дня размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставка товара не осуществлена, нарушения условий контракта Поставщиком не устранены, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 29.09.2022 вступило в силу, контракт расторгнут с 29.09.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/623, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На дату рассмотрения дела Поставщиком не устранены нарушения условий контракта, товар заказчику не поставлен.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 19.09.2022. Контракт расторгнут с 29.09.2022.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник - ООО "Импульс" самостоятельно просчитывает свои риски.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что пояснения Поставщика в адрес Хабаровского УФАС России не поступали, Общество не представило надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта.
Таким образом, ООО "Импульс" допущено существенное нарушение условий контракта, что привело к невозможности достижения цели закупки.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о включении сведений, представленных заказчиком - Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования об ООО "Импульс" (ИНН 6154156545) и учредителе (директоре) Общества Шапошниковой Ксении Вадимовне (ИНН 615431056169) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования об ООО "Импульс" (ИНН 6154156545) и учредителе (директоре) Общества Шапошниковой Ксении Вадимовне (ИНН 615431056169) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 18.07.2022 N Э1122-48 (реестровый номер 2270000053922000053) на поставку светильников светодиодных, заключенного по результатам электронного аукциона N 0222200000122000046, в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 октября 2022 г. N РНП-487
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022