Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственного казенного предприятия Камчатского края "Единый ситуационно-мониторинговый центр" (далее - Заказчик): Силкина В.С. (по доверенности от 10.10.2022 N 42), Карповой А.А. (по доверенности от 10.10.2022 N 41),
- исполнителя - общества с ограниченной ответственностью "Арт Технологии" (далее - Исполнитель; Общество; ООО "Арт Технологии"): Дементьева А.Р. (по приказу от 10.08.2021 N 1), Минаевой А.И. (по доверенности от 20.09.2022),
осуществив посредством видеоконференцсвязи рассмотрение документов и информации об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта от 29.08.2022 N 7/А22 на выполнение работ по развитию системы распознавания речевых коммуникаций и анализа смысловых категорий под нужды Камчатского края, путем подключения дополнительных сервисов (далее - Контракт), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
18.07.2022 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по развитию системы распознавания речевых коммуникаций и анализа смысловых категорий под нужды Камчатского края, путем подключения дополнительных сервисов (далее - Работа) (закупка N 0538500000522000007) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 7 700 000 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0538500000522000007 участник Закупки ООО "Арт Технологии", предложившее наименьшую цену контракта в размере 6 853 000 рублей, признано победителем ЭА.
По результатам определения исполнителя Заказчик заключил Контракт с ООО "Арт Технологии" по цене 6 853 000 рублей.
05.10.2022 в Камчатское УФАС России через ЕИС поступило обращение Заказчика о включении информации об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с расторжением Контракта в одностороннем порядке по причине нарушения Исполнителем существенных условий Контракта (далее - Обращение).
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 данного Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу части 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Пунктом 1.4 Технического задания к Контракту установлены сроки выполнения Работ: с даты заключения Контракта поэтапно согласно Приложению N1 по 01.12.2022 года.
Исполнитель обязан выполнить работы по этапу 1 Контракта "Реализация сервиса автоматического обзвона граждан" с даты заключения Контракта по 01.09.2022 года согласно приложению N 1 к Контракту.
По состоянию на 08.09.2022 Исполнитель не приступил к выполнению Работ по Контракту, не представил результаты Работ по этапу 1 Контракта.
Исполнителем не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 6.3.6 Контракта, в соответствии с которым Исполнитель обязуется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения Контракта предоставить Заказчику документы, подтверждающие наличие у Исполнителя полномочий в объеме, достаточном для выполнения условий Контракта без нарушения интеллектуальных прав третьих лиц, и оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 6.3.12 Контракта Исполнитель обязан обеспечить отсутствие нарушений исключительных, авторских и смежных прав третьих лиц при реализации технических, программных, организационных и иных решений, предусмотренных техническим заданием на выполнение работ.
Данные обстоятельства явились основанием для принятия Заказчиком решения от 08.09.2022 N 329 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
08.09.2022 Заказчик разместил Решение в ЕИС в нарушение порядка, предусмотренного пунктом 1) части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Данное Решение вступило в силу 19.09.2022.
21.09.2022 Заказчик с использованием ЕИС сформировал Решение и разместил его в ЕИС.
Согласно письму Заказчика от 21.09.2022 N 345 "Заказчик разместил 08.09.2022 Решение во вкладке "Дополнительная информация о закупках, контрактах" раздела "Реестры" ЕИС, при этом функционал ЕИС не рассчитан на интеграцию Решения из данной вкладки, соответственно сформировать Обращение не представляется возможным. Для соблюдения сроков подачи Обращения, а также для реализации возможности направления Обращения посредством ЕИС, Заказчиком 21.09.2022 было размещено Решение во вкладке "Реестр об исполнении контрактов" раздела "Реестры", однако срок вступления в силу Решения перенесен на 03.10.2022".
22.09.2022 Заказчик направил Обращение о включении информации об Исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в орган контроля.
23.09.2022 уполномоченным лицом органа контроля Заказчику направлено уведомление о том, что Обращение сформировано не по форме, предусмотренной Правилами.
05.10.2022 Заказчик в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, направил Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Камчатское УФАС России.
Таким образом, Заказчиком 08.09.2022 были допущены нарушения порядка направления Решения Исполнителю и размещения данного Решения в ЕИС.
На заседание Комиссии Исполнитель предоставил следующие пояснения.
1. При осуществлении Закупки была подана жалоба на действия аукционной комиссии Заказчика, в связи с чем срок подписания Контракта - 10.08.2022, был продлен до 29.08.2022. При этом срок выполнения 1 этапа Работ истекает 01.09.2022.
На стадии заключения Контракта Общество предпринимало попытки продлить данный срок и направляло письма с соответствующей просьбой Заказчику. Однако Заказчик отказал Исполнителю в удовлетворении данной просьбы, комментируя это тем, что изменение сроков возможно только путем заключения дополнительного соглашения в будущем. Дополнительное соглашение к Контракту по итогу заключено не было.
2. Согласно пункту 1.3 Технического задания Заказчик обеспечивает предоставление Исполнителю параметров подключения, достаточных для удаленного доступа с правами администратора к программно-технической инфраструктуре Заказчика, необходимой для выполнения Работ.
Выполнение Работ по Контракту необходимо проводить в специализированной программе ViPNet, доступ к которой предоставляется на платной основе. Общество платежным поручением от 25.08.2022 N 975254 на сумму 26 630 рублей оплатило предоставление доступа к данной программе, однако Заказчик доступ так и не предоставил, что делает невозможным исполнение Контракта Исполнителем.
3 В соответствии с подпунктом 6.3.6 пункта 6 Контракта Исполнитель обязуется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения Контракта предоставить Заказчику документы, подтверждающие наличие у Исполнителя полномочий в объеме, достаточном для выполнения условий Контракта без нарушения интеллектуальных прав третьих лиц, и оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По мнению Общества, данное требование необоснованное, т.к. заключенный 28.09.2021 сублицензионный договор N 1 между Заказчиком и ООО "БФТ-Проект", позволяет использовать, указанные в договоре объекты авторских прав, в объеме необходимом и достаточном для выполнения обязательств по Контракту.
Исполнитель просил исключить данный пункт из Контракта при направлении протокола разногласий, также указал на факт неправомерности включения в Контракт данных обязательств в письме к Заказчику от 02.09.2022. Просьбы Исполнителя об исключении подпункта 6.3.6 Контракта удовлетворены не были.
Заказчик на заседание Комиссии предоставил письмо от 09.06.2022 N 624/БСС от ООО "Бэнк Софт Сиситемс", согласно которому правообладатель программного обеспечения сообщает, что для развития Системы распознавания речевых коммуникаций и анализа смысловых категорий под нужды Камчатского края путем расширения функциональных возможностей, лицо, которое будет выполнять соответствующие работы, должно обладать соответствующим правом на модификацию программного обеспечения.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из пункта 13 Правил, следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.
В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Подпунктом б) пункта 13 Правил, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте а) данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не обязывает Комиссию устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Частью 3 статьи 17 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности, предполагающее в качестве общего правила дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое неисполнение контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества были направлены на умышленное ненадлежащее исполнение Контракта.
Поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, участвующими в деле лицами не представлено, Общество не может быть признано недобросовестным исполнителем в смысле приведенных выше положений Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе рассмотрения Обращения Комиссией было установлено, что Заказчик изначально нарушил порядок направления Решения Исполнителю и размещения данного Решения в ЕИС, Исполнитель предпринимал меры для исполнения условий Контракта (обращался о продлении срока выполнения 1 этапа Работ, оплатил предоставление доступа к программе ViPNet).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений в отношении ООО ""Арт Технологии" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать во включении информации об ООО ""Арт Технологии" (ИНН 5040174549) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ________________ Л.Б. Шиханова
________________ Шендрик Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 10 октября 2022 г. N 041/06/104-409/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022