Резолютивная часть решения оглашена 05 октября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 октября 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела Псковского УФАС России "_",
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России - "_",
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
при участии в видеоконференции представителей Заказчика - "_" по доверенности N 66 от 19.09.2022, "_" по доверенности N 47 от 12.07.2022,
при участии в видеоконференции представителя Общества - "_" по доверенности N 1 от 25.07.2022,
рассмотрев сведения, направленные ГБУ ПО "Управление автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие N 47"; ИНН 6714030940), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на реконструкцию автомобильной дороги Гверстонь-Крупп-Кулье на участке км 16+400 - км 28+882 в Печорском районе Псковской области (II пусковой комплекс) (регистрационный номер: 725-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322000706),
УСТАНОВИЛА:
28 сентября 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие N 47"; ИНН 6714030940), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на реконструкцию автомобильной дороги Гверстонь-Крупп-Кулье на участке км 16+400 - км 28+882 в Печорском районе Псковской области (II пусковой комплекс) (регистрационный номер: 725-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322000706).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 05 октября 2022 года в 15 часов 30 минут.
1) Дата размещения извещения на официальном сайте N 0157200000322000706 - 23.06.2022.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 253 677 184,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2022 NИЭА1 на участие было подано 2 заявки, победителем признано - Акционерное общество "Дорожное эксплуатационное предприятие N 47", с ценой предложения - 252 408 798,08 рублей.
5) 18.07.2022 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 2602714346222000268, срок выполнения работ - 30.11.2022.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Порядок проведения электронного аукциона регламентирован ст. 49 Закона о контрактной системе.
В пункте 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
18.07.2022 между Заказчиком и обществом заключен государственный контракт N 2602714346222000268 на реконструкцию автомобильной дороги Гверстонь-Крупп-Кулье на участке км 16+400 - км 28+882 в Печорском районе Псковской области (II пусковой комплекс) (далее также - контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта в целях реализации Регионального проекта Псковской области "Дорожная сеть" в составе Федерального проекта "Дорожная сеть" Национального проекта "Безопасные качественные дороги" (далее - БКД) Стороны заключили Контракт, согласно которому Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Гверстонь - Крупп - Кулье на участке км 16+400 - км 28+882 в Печорском районе Псковской области (II пусковой комплекс) (далее - работы) в соответствии с проектной документацией, Заданием на выполнение работ (Приложение N1 к Контракту), Ведомостью объемов работ (Приложение N2 к Контракту), а Заказчик, выступающий в интересах Псковской области, берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Согласно п. 1.4 контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить на Объекте работы по реконструкции автомобильной дороги в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 4 к Контракту), при этом качество выполнения работ, должно соответствовать действующим техническим регламентам, нормативным документам.
Согласно пункту 1.6 контракта Подрядчик обязуется обеспечить выполнение работ на Объекте в соответствии с проектной и рабочей документацией и завершить работы в срок, указанный в пункте 5.1 Контракта и по окончании работ сдать результат работ Заказчику в порядке, предусмотренном в разделе 9 Контракта.
В соответствии с п. 5.1 календарные сроки выполнения работ по объекту с даты заключения контракта до 30 ноября 2022 г.
В ходе рассмотрения сведений Комиссией была изучена следующая переписка:
20.07.2020 Заказчиком направлено письмо исх. N 2011 информационное письмо о перечне документов по условиям контракта необходимых на получение Разрешения на производство работ, в том числе об оформлении Акта приема-передачи участка.
22.07.2022 заключено дополнительное соглашение N1 о расширенном банковском сопровождении.
26.07.2022 Обществом направлено письмо (исх. N 7-ПСК) о предоставлении аванса и готовности погашения его до 30.10.2022 г.
02.08.2022 Заказчиком направлено письмо исх.N 2147 - приказ о закреплении ответственных лиц учреждения за объектом, о готовности передать ГРО и проектную документацию, и повторно об оформлении Акта приема-передачи участка от 21.07.2022, согласно письму исх.N2021.
04.08.2022 Заказчиком направлено письмо исх.N2181 о повторной информации по необходимым документам исх.N2021 и об отставании от Графика СМР (прил. N4 к Контракту) 04.08.2022 исх.N10ПСК о передаче подрядчику ГРО.
08.08.2022. Заказчиком направлено письмо исх. N 2234 - информирование о заключении контракта на стройконтроль.
08.08.2022 Обществом направлено письмо исх.N11 ПСК о заключении договора АО "ДЭП N47" с ООО "Гинтаристрой" от 01.08.22 N6/П/Т.
09.08.2022 выездное совещание на объекте с ведением протокола, которым зафиксировано - работы не ведутся, для разрешения документы не предоставлены, договора на РД нет, передача ГРО невозможна ввиду отсутствия на объекте геодезиста. Идет отставание от графика СМР. По Накладной передана подрядчику проектная документация со штампом в производство работ.
09.08.2022 Заказчиком направлена претензия - штраф 100 000,0 руб. за неисполнение условий контракта.
10.08.2022 Заказчиком направлено письмо исх.N13-2ПСК - ответ на Претензию от 09.08.2022 исх.N537, подрядчик не может выполнять работы так как не передана проектная документация, и не передано ГРО, направлены часть документов для получения разрешения на производство работ: Приказ N1-4-4 от 25.07.2022 о назначении ответственных лиц, схемы временной ОДД, макет информационного щита, общий журнал работ, договор на лабораторию.
10.08.2022 Обществом предоставлен электронный вариант Проекта производства работ.
11.08.2022 Заказчиком направлено письмо исх. N 2277 в дополнение к письму исх. N 2234 - приказ о назначении ответственных лиц по стройконтролю и Протокол планерки на объекте от 09.08.2022.
12.08.2022 платежное поручение о перечислении аванса в размере 25 240 879,80 руб.
12.08.2022 Обществом направлен приказ N 1.4.5 о назначении ответственных лиц без сопроводительного письма.
12.08.2022 Заказчиком направлено письмо исх. N 2315 в ответ на исх. N 13-2ПСК от 10.08.2022, аргументированные возражения о не предоставлении проектной документации (не было назначенных ответственных лиц), аргументированные возражения о не передачи ГРО, согласно исх. N 2147 от 02.08.2022 учреждение было готово все передать.
15.08.2022 Заказчик информирует, что получено письмо от представителя заказчика на объекте об отставании от графика СМР, необходимости обеспечить объект геодезической службой. Ввиду отсутствия на объекте геодезиста передача ГРО невозможна, нет разбивки осей, нет возможности осуществления контроля за ходом работ. 15.08.2022 N15 предоставление ППР на согласование.
15.08.2022 Заказчик направляет письмо исх. N2325 в ответ на исх. N10ПСК, об обеспечении объекта геодезистом и передаче ГРО.
16.08.2022 Заказчик выдает разрешение на производство работ.
16.08.2022 Заказчик направляет письмо исх.N2345 в ответ на исх.N13-2ПСК и дополнение к нему направляет информацию о встрече на объекте 23.08.22 для передачи ГРО.
16.08.2022 предоставлена информация о выполнении АО "ДЭП N47" не менее 25% работ собственными силами.
16.08.2022 Заказчик согласована схема ОДД на время производства работ предоставленная 12.08.2022.
16.08.2022 Обществом представлено письмо N14-1 ПСК предоставление перечня работ выполняемых ДЭП N47 самостоятельно.
16.08.2022 подрядчик запрашивает электронный редактируемый формат проектной документации.
17.08.2022 Заказчик направляет письмо исх.N2363 в ответ на исх.N11 ПСК от 08.08.2022, о том, что к письму приложен Договор N 5л между ООО "Гинтаристрой" и ООО "ЭГЛЕ", что не отвечает условиям контракта.
17.08.2022 подрядчиком предоставлена информация об отсутствии песка в карьере по проекту, испытанные лабораторией учреждения образцы из других карьеров, предоставленных ДЭП на испытание, не соответствуют ГОСТ, в связи с чем заказчик срочно должен определить новый карьер для поставки на объект и внести изменения в проект.
17.08.2022 Подрядчиком предоставлена информация, что с целью разработки рабочей документации АО "ДЭП N 47" направлены запросы коммерческих предложений в проектные организации.
17.08.2022 Подрядчиком предоставлена информация о заключении договоров АО "ДЭП N47" с ООО "Гинтаристрой" (от 01.08.22 N6/П/Т в котором аванс 21695396,24, погашение аванса 10% от стоимости выполненных работ, а смета по договору на 151 273 746,88 руб.), копия договора от 05.07.2022 N05-22 между ООО "Гинтаристрой" и ООО "ГЕОСТРОЙМАРКЕТ " на инженерно-геодезическое сопровождение на объектах реконструкции 2-х участков, Приказ от 05.07.2022 N05-22/1 ООО "ГЕОСТРОЙМАРКЕТ " о назначении ответственного геодезиста на объектах реконструкции 2-х участков.
18.08.2022 выездная планерка на объекте с составление протокола, зафиксировано проведение подготовительных работ, отсутствует геодезист, не выставлены информационные щиты, отставание от графика. Вынесено решение об увеличении темпов работ путем обеспечения объекта трудовыми ресурсами и геодезической службой.
22.08.2022 Заказчик направляет письмо исх. N 2392 в ответ на исх.N19-2 ПСК от 17.08.2022, обеспечение объекта материалами по условиям контракта, обязанность подрядчика. Для информация указана ссылка на карьеры Псковской области с сайта Комитета по природным ресурсам. Рекомендовано сделать повторные отборы образцов и предоставить их вместе документами качества материалов от поставщика (карьера) на испытания и предоставить еще данные испытаний собственной лаборатории.
22.08.2022 Заказчик направляет письмо исх. N 2389 заказчик обращает внимание подрядчика, что при проверке Проекта производства работ выявлено, что не учтены работы по выносу инженерных сетей из пятна застройки. Так как проектной документацией предусмотрено переустройство ЛЭП, АО "ДЭП N47" необходимо заключить договор на освобождение территории с собственниками коммуникаций.
22.08.2022 Подрядчиком представлены на рассмотрение документы на металлические трубы.
22.08.2022 Заказчик направляет письмо исх.N 2390 в ответ на исх.N18-2 ПСК от 16.08.2022, информирование подрядчика об отсутствии в условиях контракта предоставления редактируемого формата проектной документации, в противовес обращению подрядчика, нормативно-техническим законодательством установлено требование к Заказчику передавать проектную документацию в печатном варианте со штампом в производство работ.
23.08.2022 выездная планерка на объекте с составление протокола, зафиксировано проведение подготовительных работ, передано ГРО с подписанием акта передачи, не выставлены информационные щиты, отставание от графика. Вынесено решение об увеличении темпов работ путем обеспечения объекта трудовыми и механизированными ресурсами. Обеспечить безопасный проезд.
24.08.2022 Заказчик направляет письмо исх. N2428 - информирование подрядчика о недостаточном обеспечении объекта трудовыми и механизированными ресурсами, отставании от графика СМР, отсутствии на объекте рабочей документации, что ставит под угрозу исполнение принятых организацией обязательств в установленные сроки. О праве учреждения применения штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракт или его расторжения.
25.08.2022 Заказчик направляет письмо исх. N 2459 в ответ на исх. N23-2 ПСК от 22.08.2022 по полученным документам на металлические труб выявлено не соответствие их характеристик требованиям проектной документации, а, следовательно, и условиям контракта. При предоставлении документов с соответствующими характеристиками, вопрос будет рассмотрен повторно.
26.08.2022 Заказчик направляет письмо исх. N 2470 с замечаниями к Проекту производства работ (электронный вариант на рассмотрении с 10.08.2022, на бумажном носителе с 15.08.2022).
26.08.2022 Подрядчик направляет ответ на исх. N2459, представлены на рассмотрение требуемые документы на металлические трубы.
26.08.2022 Подрядчик направляет письмо исх N25-2 ПСК о согласовании замены производителя труб.
26.08.2022 Подрядчик направляет письмо исх N26-2 ПСК запрос подрядчика о том, что проектом не учены погрузка и вывоз спиленных деревьев, необходимо срочное решение по выполняемым работам.
29.08.2022 Заказчик направляет письмо о проведении выездного совещания на объекте 30.08.2022 о ходе работ.
30.08.2022 Заказчик направляет информационное письмо по итогу выездной встречи на объекте. Установлено требование в соответствии с условиями контракта о предоставлении договоров на поставку материалов до 02.09.2022 г. Выписано Предписание о ненадлежащем уровне содержания участка автомобильной дороги и не обеспечение безопасного беспрепятственного проезда транспортных средств.
31.08.2022 Заказчик направляет претензию - штраф 100 000,0 руб. за неисполнение условий контракта.
01.09.2022 Заказчик направляет письмо исх. N2532 в ответ на исх. N26-2 ПСК от 26.08.2022 о не ученных работах в контракте по погрузке и вывозу спиленных деревьев, рекомендовано выполнить учтенные работы, то есть складировать спиленные деревья на строительной площадке в штабеля, в дальнейшем заказчиком будет принято решение о необходимости или отсутствии таковой в вывозе.
01.09.2022 Заказчик направляет письмо исх. N 2531 о предоставлении актов выполненных работ до 20 числа каждого месяца.
01.09.2022 Заказчик направляет письмо исх. N 2567, что работы на объекте ведутся без освидетельствования геодезических разбивочных работ, установлено требование срочно обеспечить объект геодезической службой.
02.09.2022 Заказчик направляет письмо N 2567 о выполнении работ на объекте без разбивочных работ и отсутствия геодезиста на объекте по информации строительного контроля.
02.09.2022 Общество направляет письмо N 27-2ПСК о согласовании замены STABBUTEX на аналог Ультрастаб.
02.09.2022 Общество направляет письмо N 28-2ПСК требование о предоставлении ТУ на технологическое присоединение к электросетям
06.09.2022 Общество направляет письмо исх N 27-2 ПСК в ответ на исх. N2470 направлен откорректированный Проект производства работ.
06.09.2022 Общество направляет письмо N 27-2 откорректированный ППР на согласование
06.09.2022 Общество направляет письмо N30-2 ПСК с требованием о предоставлении инженерно-геодезических изысканиях.
06.09.2022 Общество направляет письмо N 22-2 ПСК - ответ на Предписание от 30.08.2022 с прил. Фото.
06.09.2022 Общество направляет письмо N27-2ПСК предоставление исправленного ППР на согласование.
06.09.2022 Общество направляет письмо N32-2ПСК договора субподряда на поставку материалов (труб, песок, дорнит).
06.09.2022 Общество направляет письмо N31-2ПСК предоставление на согласование договора подряда на разработку рабочей документации АО "ДЮСС ГРУПП".
07.09.2022 Заказчик направляет письмо N2623 ответ на письмо от 06.09.2022 N29-2ПСК о не нормативном содержании дороги, направление Предписания.
08.09.2022 Заказчик направляет письмо N2626 ответ на письмо от 25.08.2022 N25-2ПСК о согласовании замены производителя труб.
08.09.2022 Заказчик направляет письмо N2638 ответ на письмо 02.09.2022 N27-2ПСК о согласовании замены STABBUTEX на аналог Ультрастаб.
08.09.2022 Заказчик направляет письмо N2625 ответ на письмо 06.09.2022 N30-2 ПСК о затратах учтенных Контрактом по разработке Рабочей документации.
08.09.2022 Заказчик направляет письмо исх.N2628 о нарушении условий контракта, срыва графика производства работ, об отсутствии целесообразности сохранения договорных отношений.
08.09.2022 Заказчик направляет письмо N2632 ответ на письмо от 02.09.2022 N28-2ПСК об оказании содействия в помощи обновления ТУ по переустройству электросетей.
09.09.2022 Заказчик направляет письмо N2653 о непредоставлении еженедельных отчетов, о несоответствии материалов требований ГОСТ, о договоре лабораторного сопровождения с ООО "ЭГЛЕ", заключенного ранее чем контракт на СМР.
12.09.2022 Заказчик направляет письмо исх. N2680 о нарушении условий контракта, срыва графика производства работ, служащих основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке .
12.09.2022 Заказчик направляет письмо N2680 о нарушении Графика СМР, низкой обеспеченности объекта техникой и рабочей силы. О возможном принятии решении о расторжении контракта в одностороннем порядке.
14.09.2022 Заказчик направляет письмо N2705 направление замечаний по ППР со сроком исправления до 16.09.22 14.09.2022 N34-2ПСК письмо претензия вопросов касаемо присутствия геодезиста на объекте, содержания, рабочей документации, установки щита и т.д.
14.09.2022 предоставление дополнительного соглашения к договору о банковском сопровождении.
14.09.2022 Заказчик направляет письмо N2705 замечания по ППР .
15.09.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.09.2022 Заказчик направляет письмо N2756 требование о возврате проектной документации, ГРО и дороги.
19.09.2022 Общество направляет письмо N36-2ПСК предоставление договора с ООО "ЭГЛЕ", протокола и паспорта на песок.
21.09.2022 Заказчик направляет письмо N2789 ответ на письмо N36-2ПСК о несоответствии предоставленного протокола испытаний требованиям ГОСТ на песок.
21.09.2022 Заказчик направляет письмо N635 отказ в дополнительном авансе.
21.09.2022 Заказчик направляет письмо N2756 о возврате проектной документации, ГРО в связи с решением Заказчика о расторжении контракта.
21.09.2022 Заказчик направляет письмо N2784 ответ на письмо претензию N34-2ПСК от 14.09.2022 по перечню вопросов касаемо присутствия геодезиста на объекте, содержания, рабочей документации, установки щита и т.д.
22.09.2022 Общество направляет письмо N38-2ПСК о подаче заявки в ПАО "Россети Северо-Запад" на переустройство сетей.
22.09.2022 Общество направляет письмо N39-2ПСК о направлении части рабочей документации.
26.09.2022 Заказчик направляет письмо N 2817 в ответ на письмо N38-2ПСК от 20.09.2022 г повторное информирование о расторжении контракта, о нарушении сроков выполнении работ, о ненадлежащем содержании дороги.
26.09.2022 Заказчик направляет письмо N2816 о несоответствии предоставленной рабочей документации требованиям ГОСТ, о нарушении сроков выпуска РД.
27.09.2022 Заказчик направляет письмо N649 с требованием о возврате аванса.
Исходя из части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 18.1 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Законом о контрактной системе.
Согласно п. 18.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с законодательством РФ в следующих случаях:
- при нарушении Подрядчиком срока начала производства работ, согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту), более чем на 30 календарных дней;
- при нарушении Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 30 календарных дней;
- при выявлении двух и более фактов необеспечения требуемого качества работ;
- при двух и более фактах невыполнения предписаний, выданных Заказчиком в порядке, предусмотренные в п.7.5. и п.7.7. Контракта;
- при выявлении двух и более фактов несоответствии значений технических характеристик применяемых материалов и изделий показателям, установленным в Приложении N 1;
- если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения Контракта, без возмещения убытков.
Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе. Не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360; в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 принято 15.09.2022.
Дата уведомления поставщика - 15.09.2022.
Дата расторжения контракта - 26.09.2022.
Сведения направлены в антимонопольный орган - 28.09.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления отмечает, что Обществом совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Обществом условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Таким образом, сведения об АО "ДЭП N 47" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, так как Комиссия не усматривает в действиях Общества недобросовестного поведения.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные ГБУ ПО "Управление автомобильных дорог Псковской области" в отношении Акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие N 47"; ИНН 6714030940), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на реконструкцию автомобильной дороги Гверстонь-Крупп-Кулье на участке км 16+400 - км 28+882 в Печорском районе Псковской области (II пусковой комплекс) (регистрационный номер: 725-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322000706), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 10 октября 2022 г. N РНП 060/06/104-396/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022