Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 октября 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Дитеско" на положение извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лядцы-Любимец в Гдовском районе Псковской области" (номер извещения: 0857200000222000477) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
29.09.2022 Заказчиком объявлен электронный аукцион на оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лядцы-Любимец в Гдовском районе Псковской области" (номер извещения: 0857200000222000477).
Извещение N0857200000222000477 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 29.09.2022 10:26.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 898 163,83 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 07.10.2022 10:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
05.10.2022 года (вх.N125/22) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 11.10.2022 года в 16 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного в 11.30, в связи с необходимостью анализа заявок всех участников аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела исх.N364 от 05.10.2022 г.).
Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО, соответствующее уровню ответственности не ниже стоимости контракта 01572000003220008110001.
Представитель Заказчика, не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх.б/н от 10.10.2022 года, в материалах дела):
Предметом контракта является строительный контроль с НМЦК менее 10 млн.рублей, таким образом это является исключением согласно части 2.1 статьи 52ГрК РФ.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющиеся объектом закупки.
В соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к участнику закупки предъявляются следующие требования:
- членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сноса объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам строительного подряда, которые заключены с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данные требования не распространяются на участников закупок в случаях, перечисленных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации должен составлять:
- два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль может проводиться, в том числе, привлекаемыми застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Часть 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение N468).
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений (пункт 2 Положения N468).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Данный Перечень включает в себя следующий вид работ пункт 32 - "Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем". Работы по осуществлению строительного контроля включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (наравне с другими видами работ).
Таким образом, из приведенных взаимосвязанных законоположений следует, что деятельность по осуществлению строительного контроля является деятельностью по строительству объектов капитального строительства, которую может осуществлять только лицо, являющееся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2019 N309-ЭС19-18504 по делу NА71-16106/2018, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2021 N306-ЭС21-14444.
Исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, распространяется на лиц, осуществляющих строительный контроль по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательства по каждому из которых не превышает десяти миллионов рублей.
В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются, исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Предметом закупки являлось осуществление строительного контроля при осуществлении капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лядцы-Любимец в Гдовском районе Псковской области" со стоимостью капитального ремонта объекта 369 368 725,35 рублей (номер извещения о проведении электронного аукциона: 0157200000322000811).
Таким образом, строительный контроль по указанному объекту не относится к исключению, указанному в части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Заказчик при осуществлении закупки должен был установить в документации о закупке соответствующее требование к участнику закупки о представлении документа, подтверждающего членство в саморегулируемой организации.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика содержаться нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно не установление обязательного требования к участникам закупки о наличии членства СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (второго уровня ответственности), что содержит признаки административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При принятии решения о выдаче обязательного для исполнения предписания, Комиссия изучила все 4 (четыре) заявки, поданные на участие в аукционе, при этом участник закупки (заявка N63) имеет СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства первого уровня ответственности.
В связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дитеско" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание, об устранении
нарушений, путем отмены всех протоколов составленных в ходе определения поставщика (подрядчика) и внесение изменений в положение извещения о проведении электронного аукциона, с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского
УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 октября 2022 г. N 060/06/31-406/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022