Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Контракт" на действия Заказчика - Прокуратура Приморского края при проведении аукциона в электронной форме на выполнение капитального ремонта инженерных коммуникаций административного здания Уссурийской городской прокуратуры (извещение N 0120100009722000019) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как:
- установлены требования к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- установлены требования к составу заявки на участие в аукционе с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- установлено незаконное требование к содержанию заявки участника в части предложения о цене контракта, что нарушает ч.1 ст.49 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы, представил письменные пояснения.
Огласив жалобу, заслушав пояснения заказчика, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения присутствующей стороны, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ст. 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Так, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Извещение составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ и не содержит требований о предоставлении каких-либо из вышеперечисленных документов, о чем также было указано в п. 2.2. Приложения N 3 к извещению о проведении электронного аукциона и, соответственно, не могло повлечь отклонение заявки участника.
Прокуратурой края 27.09.2022 размещено извещение N 0120100009722000019 о проведении электронного аукциона на Капитальный ремонт инженерных коммуникаций административного здания Уссурийской городской прокуратуры.
Извещением о проведении электронного аукциона установлены следующие требования к участникам:
- единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
- требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1. ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
- требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с п.п. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
При этом пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно информации, содержащейся в информационном письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.06.2022 N 24-01-09/61077 требование, предусмотренное пп. "б" п. 1 Постановления N 2571, с 1 июля 2022 года устанавливается заказчиком:
- при осуществлении любых закупок любых товаров, работ, услуг (то есть, не только при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, содержащихся в приложении к Постановлению N 2571). Указанное требование устанавливается заказчиком в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены с 1 июля 2022 г., а также при заключении с 1 июля 2022 г. контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- в обязательном порядке, если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, включенной в реестр по любым основаниям (а не только в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера). Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное пп. "б" п. 1 Постановления N 2571, заказчиком не устанавливается.
С учетом изложенного, установление в извещении о проведении закупки одновременно требования в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и пп. "б" п. 1 Постановления N 2571, является правом Заказчика и не противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ст. 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Так, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Извещение не содержит требований о предоставлении каких-либо из вышеперечисленных документов, о чем также было указано в п. 2.2. Приложения N 3 к извещению о проведении электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Между тем, в нарушение части 1 статьи 49 Закона N44-ФЗ заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки "предложения участника закупки о цене контракта", указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем Комиссия Приморского УФАС России установила, что допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Аукцион состоялся в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 23 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ. Участниками закупки поданы предложения о цене контракта; снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 16 %, что подтверждается протоколом подачи ценовых предложений от 05.10.2022.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности участия ООО "Контракт" в обжалуемой закупке, а также нарушении его прав и законных интересов, Заявителем не представлено
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика - Прокуратуру Приморского края при проведении аукциона (извещение N 0120100009722000019) обоснованной в части нарушения части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении открытого аукциона, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 11 октября 2022 г. N 025/06/49-930/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2022