Резолютивная часть решения объявлена 05.10.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.10.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
В отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Администрации Аносовского сельского поселения Усть-Удинского района (далее-заказчик);
При участии представителя ООО "Байкал-Навигатор" (далее - ООО "Байкал-Навигатор", общество) "_" (доверенность от 15.03.2022 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступило обращение заказчика о включении информации в отношении ООО "Байкал-Навигатор" в реестр.
В своем обращении заказчик указывает, что обществом допущены существенные нарушения условий по контракту от 11 апреля 2022 года N М.2022.16, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства в с. Аносово Усть-Удинского района", в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об обществе в Реестр.
ООО "Байкал-Навигатор" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1130/22 от 29 сентября 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные документы, установила следующее.
11 апреля 2022 года между заказчиком и ООО "Байкал-Навигатор" заключен контракт N М.2022.16 на капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства в с. Аносово Усть-Удинского района.
В соответствии с пунктом 1.1Контракта, Подрядчик обязуется по заданию Заказчика капитальный ремонт сетей электроснабжения потребителей с. Аносово, Усть-Удинский район, Иркутская область, (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 3.1. Контракта предусмотрено, что срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме с момента подписания контракта в течение 150 календарных дней.
Установлено, что дополнительным соглашением от 05.07.2022 г. внесены изменения в части увеличения сроков исполнения контракта, согласно которым работы по контракту должны быть в полном объеме с момента подписания контракта в течение 210 календарных дней, т.е. с 11.04.2022 г. по 06.11.2022 г.
Из материалов дела следует, что 02 августа 2022 года в адрес Заказчика поступило уведомление о том, что в период с 17.07.22 по 21.07.22 г. ООО "Байкал-Навигатор" осуществлял перевозку товара к месту выполнения работ по контракту и транспортные средства, следуя в сторону с. Аносово, в 30-40 км. автодороги от с. Средня Муя не смогли осуществить дальнейшее движение ввиду отсутствия дорожного полотна, транспортные средства застряли в непроходимой для грузового автотранспорта местности и ООО "Байкал-Навигатор" предложил Заказчику осуществить перевозку транспортных средств к месту выполнения работ по контракту баржой или иным водным транспортом по р. Ангара за счет средств Заказчика, ссылаясь на то, что он не был предупреждён об отсутствии необходимой автодороги.
По состоянию на 01.09.2022 г. работы по контракту так и не начаты.
Таким образом, со стороны ООО "Байкал-Навигатор" допущено нарушение срока исполнения обязательств по контракту.
Пунктом 9.4. Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.
В связи с чем, заказчиком 13 сентября 2022 года было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 13 сентября 2022 года.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Общества о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ является 13 сентября 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 26 сентября 2022 года.
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Из пояснений общества следует, что ООО "Байкал-Навигатор" приняв на себя обязательства, предусмотренные муниципальным контрактом, осуществил покупку необходимого товара для выполнения работ - около 6 млн. руб., что подтверждается универсальными передаточными актами.
Между тем, "28" июля 2022 г. ООО "Байкал-Навигатор" было приостановлено выполнение работ по контракту с предложением устранить выявленные препятствия, что подтверждается уведомление ООО "Байкал-Навигатор" о приостановлении работ от 28.07.2022 г.
Приостановление работ ООО "Байкал-Навигатор" было обусловлено тем, что имеются существенные и неустранимые препятствия для выполнения работ по муниципальному контракту, ввиду отсутствия надлежащего дорожного покрытия в сторону с. Аносово, а именно.
В период с "17" по "21" июля 2022 во исполнение условий Муниципального контракта ООО "Байкал-Навигатор" осуществлял перевозку товара к месту выполнения работ, по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с. Аносово, на следующих транспортных средствах:
- Грузовой фургон УАЗ-390995, 2011 г.в., Кузов N 390900В0200607, Ласси N 374100В0439189, Модель двигателя N 409100В3002331.
- ПСКБМ-1-48 7410 Камаз-4326-15, 2010 г.в, кузов N 2184883, шасси N XTC43260RA2378329, модель двигателя N 740310А2586335.
- Полуприцеп с бортовой платформой Шварцмюлер SPA3/E, 2003 г.в., шасси N VAVSAP33 83 Н190404.
- Грузовой тягач седельный - мерседес бенц Actors 2641 S, 2012 г.в., шасси N Z9M9341415G703087, модель двигателя NOM501LAIII17541944C0860453 (далее - ТС).
Транспортные средства, следуя в сторону с. Аносово Иркутской области, в 30-40 км. автодороги от села Средняя Муя Иркутской области (по направлению в с. Аносово) не смогли осуществить дальнейшее движение в сторону с. Аносово, ввиду отсутствия дорожного полотна, транспортные средства ООО "Байкал-Навигатор" в вышеуказанный период застряли в непроходимой для грузового автотранспорта местности, что подтверждается видеоматериалами.
Возможность продолжить дальнейший проезд вышеуказанных транспортных средств в сторону с. Аносово было невозможно осуществить.
В подтверждение вышеуказанных обстоятельств, Заказчику были предоставлены: CD-диск с видеоматериалом, путевые листы транспортных средств, комиссионный акт, сведения о телефонограммах, сделанных обществом в адрес участкового и МЧС района.
В ходе личной переписки, Заказчиком было предложено осуществить транспортировку материала, транспортных средств и оборудования ООО "Байкал-Навигатор" баржой или иным водным транспортом по реке Ангара, за счет средств Заказчика, которое ООО "Байкал-Навигатор" готово было рассмотреть, однако в последствии Заказчик от этого предложения отказался.
В целях подтверждения вышеуказанных обстоятельств, а также выявления несоответствий сметной документации условиям Муниципального контракта, ООО "Байкал-Навигатор" было вынуждено обратиться в специализированную экспертную организации ООО "Оценщик" в целях проведения исследования, поставив перед экспертом следующие вопросы:
1. Соответствует ли Сметная документация Техническому заданию к Муниципальному контракту NМ.2022.16 от 11.04.2022 г. на капитальный ремонт сетей электроснабжения потребителей с.Аносово, Усть- Удинский район, Иркутская область?
2. Содержит ли Сметная документация все виды и объёмы работ и материалов, предусмотренные Муниципальным контрактом NМ.2022.16 от 11.04.2022 г. на капитальный ремонт сетей электроснабжения потребителей с.Аносово, Усть-Удинский район, Иркутская область и Техническим заданием к муниципальному контракту NМ.2022.16 от 11.04.2022 г., позволяющие достичь конечного результата работ?
Согласно представленному экспертному заключению N 37-08-2022 по исследованию Сметной документации к Муниципальному контракту N М.2022.16 от 11.04.2022 г. на капитальный ремонт сетей электроснабжения потребителей с.Аносово, Усть-Удинский район, Иркутская область, на поставленные вопросы экспертом были сделаны следующие выводы.
Сметная документация не соответствует Техническому заданию к Муниципальному контракту NМ.2022.16 от 11,04.2022 г. на капитальный ремонт сетей электроснабжения потребителей с.Аносово, Усть- Удинский район, Иркутская область в части: локальные сметные расчеты не соответствуют требованиям "Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации" (утв. Приказом Минстроя от 04 августа 2020 г. N421/пр.) В Сметной документации не учтены транспортные затраты на перевозку материальных ресурсов и оборудования к месту строительства судами внутреннего водного транспорта.
В Сметной документации не учтены затраты, связанные с перебазированием подрядной организации.
Таким образом, общество подчеркивает, что сметная документация не соответствует техническому заданию к Муниципальному контракту NМ.2022.16 от 11.04.2022 г., а также не содержит все виды и объёмы работ и материалов, предусмотренные Муниципальным контрактом и Техническим заданием, позволяющие достичь конечного результата работ.
Комиссия, исследовав представленные документы приходит к выводу, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности общества.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Байкал-Навигатор" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу, что неисполнение таких обязательств однозначно вызвано действиями общества.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "Байкал-Навигатор" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Байкал-Навигатор", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1.Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Байкал-Навигатор" (ИНН:3827038239, 664001, Иркутская область, М.Р-Н ИРКУТСКИЙ, С.П. УШАКОВСКОЕ, ТЕР. СНТ ПЕТРОВСКАЯ СЛОБОДА, ПР-Д ИРКУТСКИЙ, Д. 23А), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Байкал-Навигатор" (Круглов Дмитрий Владимирович, ИНН: 381000420790) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 10 октября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022