резолютивная часть решения объявлена 13.10.2022 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), обращений ООО "", ООО "" (далее- Заявители), Инспекция, проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий ГКУ КБР "Управление дорожного хозяйства" (далее - Заказчик) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104200003622000052 "Выполнение работ по капитальному ремонту моста через р. Баксан на км 0+629 автомобильной дороги Заюково-Туфкарьер-Дыгамухо" для нужд Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Конкурс, Закупка),
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступили обращения Заявителей на действия Конкурсной комиссии Заказчика, Уполномоченного органа выразившиеся в неправомерной оценке заявок участников Закупки, а также установлении в извещении противоречивых сведений относительно критериев оценки.
Рассмотрев материалы дела, письменные пояснения, Инспекция пришла к следующим выводам.
14.09.2022 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - АО "ЕЭТП", http://roseltorg.ru ) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0104200003622000052 "Выполнение работ по капитальному ремонту моста через р. Баксан на км 0+629 автомобильной дороги Заюково-Туфкарьер-Дыгамухо" для нужд Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта 66 864 374,04 руб.
Относительно довода Заявителя о наличии противоречивых сведений по порядку оценки заявок, Инспекцией установлено следующее.
Согласно сведениям размещенным в ЕИС, а именно в разделе "Критерии оценки заявок участников", указаны следующие показатели критериев оценки заявок:
- Общая цена исполненных участником закупки договоров со значением показателя 70%;
- Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, с значением показателя 30%.
Вместе с тем, в размещенном в составе извещения документе с наименованием "Порядок рассмотрения и оценки заявок 43-УДХ-2022", указано: Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа:
Детализирующий показатель оценки:
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Инспекция приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке рассмотрения и оценки заявок 43-УДХ-2022, установлены противоречивые сведения о показателях оценки заявок, которые могли ввести потенциальных участников закупки в заблуждение.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При этом Инспекция отмечает, что согласно протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, Единой комиссией применены критерии и расчеты не противоречащие порядку установленному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, что исключает необходимость внесения изменений в извещение.
Относительно доводов Заявителей о неправомерном принятии Конкурсной комиссией к оценке контрактов участника Закупки, признанного победителем Инспекцией установлено следующее.
Согласно установленного порядка оценки заявок, к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
К оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильной дороги. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Участником закупки с порядковым номером N4, впоследствии признанным победителем, а именно ООО "", были представлены следующие контракты:
-Договор подряда N2812_ПД от 16 мая 2019 г., с предметом контракта "Капитальный ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Западного административного округа города Москвы в 2019 году" на сумму 743 544 720 руб. ;
-Договор подряда N2813_ПД от 16 мая 2019 г. с предметом контракта "Капитальный ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Северного административного округа города Москвы" " на сумму 850 817 954 руб.;
- Договор подряда N11 от 10.01.2022 г. с предметом контракта "Реконструкция дорожной сети на территории производственно-складского комплекса, расположенного по адресу: г.Севастополь, ул. Чернореченская, 133", на сумму 105 509 470 руб.
Инспекция отмечает, что в рамках проведенной внеплановой проверки конкурса N0104200003622000039 ""Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Майский-Октябрьский" для нужд Кабардино-Балкарской Республики" (Решение N 007/06/99-693/2022 от 13.10.2022), установлено, что ранее участник закупки признанный победителем - ООО "" для участия в конкурсе, представил в том числе следующие договоры:
-Договор подряда N2812_ПД от 16 мая 2019 г., с предметом контракта "Текущий ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Западного административного округа города Москвы в 2019 году" на сумму 743 544 720 руб. ;
-Договор подряда N2813_ПД от 16 мая 2019 г. с предметом контракта "Текущий ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Северного административного округа города Москвы" " на сумму 850 817 954 руб.
Указанные договоры были приняты единой комиссией Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, в составе *** (далее - единая комиссия) к оценке.
Вместе с тем, единой комиссией не было принято во внимание то, что в п.1.4. договоров N2813_ПД от 16 мая 2019 г. и N2812_ПД от 16 мая 2019 г. указано, "Объект строительства" - многоквартирный жилой дом, возводящийся (строящийся) в том числе с привлечением денежных средств участников долевого строительства и в отношении которого распространяются требования Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" N214-ФЗ от 30.12.2004 г.
При рассмотрении заявок по Закупке N 0104200003622000052 "Выполнение работ по капитальному ремонту моста через р. Баксан на км 0+629 автомобильной дороги Заюково-Туфкарьер-Дыгамухо" для нужд Кабардино-Балкарской Республики", единая комиссия в составе *** приняла к оценке договора, имеющий признаки фиктивных, так как ранее указанные контракты были представлены единой комиссии, в которой состояли (***.) с иным предметом контракта, с аналогичными суммами и датами:
-Договор подряда N2812_ПД от 16 мая 2019 г., с предметом контракта "Капитальный ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Западного административного округа города Москвы в 2019 году" на сумму 743 544 720 руб.;
-Договор подряда N2813_ПД от 16 мая 2019 г. с предметом контракта "Капитальный ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Северного административного округа города Москвы" " на сумму 850 817 954 руб.
Более того, согласно открытым данным информационных сервисов в сети "Интернет", ООО "" в период с 2019 г. по н.в. финансовых оборотов на сумму 850 817 954 руб. и 743 544 720 руб., в совокупности 1 594 362 674 не имело, что также свидетельствует о фиктивности представленных договоров.
Учитывая изложенное, договора представленные в победителем Конкурса ООО "", в частности:
-Договор подряда N2812_ПД от 16 мая 2019 г., с предметом контракта "Капитальный ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Западного административного округа города Москвы в 2019 году" на сумму 743 544 720 руб.;
-Договор подряда N2813_ПД от 16 мая 2019 г. с предметом контракта "Капитальный ремонт асфальтобетонных покрытий объектов улично-дорожной сети Северного административного округа города Москвы" " на сумму 850 817 954 руб. не подлежали оценке.
Также Инспекцией установлено, что участником Конкурса с порядковым номером N2 - ООО "" для участия в конкурсе были представлены следующие контракты:
- Муниципальный контракт на выполнение работ N0104300014420000125_215024 от 07 сентября 2020 г. с предметом контракта "Выполнение работ по реконструкции улицы Тлостанова город Нальчик" на сумму 101 077 075 руб., при этом Единой комиссией не учтено, что в составе заявки было приложено дополнительное соглашение к контракту от 07 сентября 2020 г., согласно которому была уменьшена цена контракта до 99 044 831 руб.
Однако единой комиссией неправомерно был принят к оценке контракт на первоначальную сумму контракта в размере 101 077 075 руб., без учета дополнительного соглашения об уменьшении цены контракта, что повлекло неправомерную оценку по критерию - Общая цена исполненных участником закупки договоров - в размере - 330 776 360 руб.
- Государственный контракт N932071 от 27.04.2018 г., с предметом контракта "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участках км 403+000 - км 406+000, км 441+000 - км 446+000, км 447+300 - км 449+500, км 455+200 - км 456+200, км 686+000 - км 688+000, км 703+700 - км 707+650, км 740+000 - км 741+000, км 794+000 - км 802+000, км 869+000 - км 876+000, км 914+000 - км 919+000, км 921+000 - км 926+000, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республика Дагестан (1 этап Кабардино-Балкарская Республика), на сумму 95 054 890 рублей.
При этом согласно установленного порядка оценки, к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильной дороги, тогда работы по вышеупомянутому государственному контракту не являются работами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, следовательно указанный контракт не подлежат оценке.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
- рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
- осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Таким образом, вышеуказанные действия единой комиссии нарушают часть 3 статьи 7, часть 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом на дату заседания Инспекции государственный контракт не заключен.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Единой комиссии, нарушение ч.3 ст.7, части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
*Президиум Верховного Суда Российской Федерации 28.07.2017 г. утвердил "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где в п.43 разъяснено, что применение судом обеспечительной меры в виде приостановления действия решения и предписания контрольного органа не допускается, если такое приостановление приводит к возобновлению процедуры проведения торгов.
Согласно ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 13 октября 2022 г. N 007/06/99-695/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022