Резолютивная часть решения оглашена 11.10.2022
В полном объеме решение изготовлено 14.10.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Турэксперт" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий, проводимых Губернатором Челябинской области, Правительством Челябинской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области (извещение N 0869200000222004667), при дистанционном участии:
- представителей Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее - заказчик) Менжинского Р.В., Яковлева Е.Г., Пащенко А.А., Ярмоловича В.В., Кузнецова Д.О., действующих на основании постановления Губернатора Челябинской области от 14.07.2020 N 178, доверенностей от 30.09.2022 N 03-01-01-08/46Д, от 23.12.2021 N 03-01-01-08/4737, от 30.09.2022 N 03-01-01-08/43Д, от 23.12.2021 N 03-01-01-08/4745;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Пичуговой Т.В., Зубовой Е.С., действующих на основании доверенностей N 09 от 04.04.2022, N 11 от 04.04.2022,
в отсутствие представителей ООО "Турэксперт" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленных о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 04.10.2022 подана жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий, проводимых Губернатором Челябинской области, Правительством Челябинской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области (извещение N 0869200000222004667) (далее - конкурс, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.09.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 011 125,33 рублей.
На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам конкурса не заключен.
Доводы жалобы заключаются в следующем.
Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки". В рамках данного критерия оценки заявок заказчиком необоснованно установлено условие о наличии опыта оказания услуг исключительно на определенной территории.
По мнению заявителя, указанные действия заказчика не соответствуют статьям 6, 8, 24, 32, 50 Закона о контрактной системе, а также ограничивают количество участников закупки.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе полностью соответствует нормам Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604).
В качестве опыта оказания услуг участник закупки может представить контракты (договоры) на оказание услуг по организации протокольных мероприятий для органов власти вне зависимости от территориальности оказания данных услуг. Содержащаяся в порядке оценки заявок формулировка "оказание услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий проводимых Губернатором Челябинской области, Правительством Челябинской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области" указана для того, чтобы раскрыть сопоставимость оцениваемого предмета контракта с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости и т.д.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется, в том числе критерий оценки "квалификация участников закупки".
Согласно пункту 24 раздела V (оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки") Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Исходя из содержания подпункта "а" пункта 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Исходя из Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, содержащегося в составе извещения о проведении конкурса (приложение N 5 к извещению), заказчик установил следующие критерии:
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия оценки: 40 процентов.
Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
Значимость показателя оценки: 0,4 процентов.
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: признак N 1 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров), признак N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров)
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки: 50 процентов (признак N 1), 50 процентов (признак N 2) и т.д.
В соответствии с пунктом 2 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Порядок) предмет контракта (договора), оцениваемого по детализирующему показателю, должен быть сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам электронного конкурса: оказание услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий, проводимых Губернатором Челябинской области, Правительством Челябинской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области, т.е. организация протокольных мероприятий для органов власти.
2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта (договора):
а) к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), а также исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
б) акт (акты) приемки оказанных услуг или иные документы, подтверждающие исполнение представленных контрактов (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок и т.д.
Согласно пояснениям представителей заказчика в качестве опыта оказания услуг участник закупки может представить контракты (договоры) на оказание услуг по организации протокольных мероприятий для органов власти вне зависимости от территориальности оказания данных услуг.
Вместе с тем, с учетом наличия в пункте 2 раздела III Порядка слов "оказание услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий, проводимых Губернатором Челябинской области, Правительством Челябинской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области" не представляется возможным однозначно установить, что участнику закупки обеспечено право по предоставлению в составе заявки контрактов (договоров) на оказание услуг по организации протокольных мероприятий для органов власти вне зависимости от территориальности оказания данных услуг.
В данном случае, наличие формулировки "оказание услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий, проводимых Губернатором Челябинской области, Правительством Челябинской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области" вводит участников закупки в заблуждение, а также указывает на ограничение показателя оценки заявок конкретной территорией субъекта Российской Федерации, что, в свою очередь, может привести к созданию неравных условий участия для потенциальных участников конкурса, которые не имеют опыта оказания услуг на территории Челябинской области, а также к нарушению статьи 8 Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
Следует отметить, что указанный факт может быть подтвержден результатами рассматриваемого конкурса. Так, на участие в закупке подана единственная заявка ООО "Протокол", содержащая документы по опыту оказания услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий, проводимых Губернатором Челябинской области, Правительством Челябинской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области.
Более того, согласно сведениям из единой информационной системы за последние пять лет победителем закупок на оказание услуг, являющихся предметом рассматриваемого конкурса, было только ООО "Протокол".
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о неоднозначности показателя "наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта", установленного в рамках нестоимостного критерия оценки заявок, а также об ограничении данного показателя конкретной территорией субъекта Российской Федерации, что, в свою очередь, не соответствует положениям частей 1, 4 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, абзаца 1 подпункта "в" пункта 28 Положения, а также свидетельствует о наличии в действиях заказчика признаков ограничения количества потенциальных участников закупки.
Комиссией Челябинского УФАС России в рамках внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно материалам дела участником закупки заказчику с использованием электронной площадки направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. В запросе участник закупки указал на установление показателя оценки по критерию "Квалификация участника закупки" в зависимости от наличия опыта оказания услуг исключительно на определенной территории, а также обратился к заказчику с просьбой предоставления разъяснений в части использования данного критерия оценки заявок и внесения соответствующих изменений в извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком 28.09.2022 в единой информационной системе размещено разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, согласно которому установленный критерий оценки не ограничивает круг потенциальных участников закупки. Данные критерии будут использованы в оценке заявок участников, изменения в конкурсную документацию внесены не будут.
В данном случае, по мнению Комиссии, с учетом наличия в извещении неоднозначной информации по показателю опыта оказания услуг в зависимости от территориального признака, заказчик в разъяснении не предоставил ответ по существу запроса, направленного участником закупки, что, в свою очередь, не соответствует части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и, вероятно, послужило основанием для обращения с жалобой.
2. В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Предметом закупки является оказание услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий, проводимых Губернатором Челябинской области, Правительством Челябинской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области.
Описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к извещению (техническое задание).
В техническом задании указано количество услуг: 8 мероприятий, среднее количество участников на каждом мероприятии - 100 человек.
При этом, в техническом задании прописано, что заказчик направляет исполнителю заявку по телефону (с последующим подтверждением в письменной форме) или электронной почте, в которой указывается время и место проведения мероприятия, характер исполнения заявки (срочная / несрочная), количество участников, а также перечень и объем необходимых к предоставлению услуг в соответствии с настоящим техническим заданием.
Исходя из указанных формулировок, следует, что количество участников на каждом мероприятии не является конкретным и может варьироваться в зависимости от требований заказчика, указанных в заявке. Из содержания технического задания не представляется возможным определить количество срочных заявок и количество несрочных заявок, направляемых заказчиком исполнителю. Также не представляется возможным определить перечень и объем, необходимых к предоставлению услуг.
Согласно техническому заданию заявка может содержать следующую информацию:
- порядок подготовки протокольного мероприятия;
- порядок организации протокольного мероприятия;
- тип и количество номеров для подбора исполнителем;
- порядок организации культурной программы;
- количество, состав подарков, сувениров;
- иные условия, определенные настоящим техническим заданием, необходимые для организации обеспечения протокольного мероприятия.
До начала мероприятия исполнитель представляет заказчику проект сметы мероприятия. Проект сметы мероприятия должен содержать весь перечень и объем необходимых к предоставлению услуг в соответствии с заявкой заказчика.
В данном случае, заказчиком в описании объекта закупки не определен весь перечень и объем необходимых к предоставлению услуг и, как следствие, не определено содержание заявки и проекта сметы мероприятия. Слово "может содержать" указывает на то, что перечень информации в заявке не является исчерпывающим и будет скорректирован заказчиком и исполнителем на этапе формирования такой заявки и проекта сметы мероприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о неопределенности описания объекта закупки и, как следствие, неопределенности условий исполнения контракта. Также не представляется возможным определить, какие именно иные условия, определенные техническим заданием, необходимые для организации обеспечения протокольного мероприятия, будет содержать заявка заказчика и, как следствие, проект сметы мероприятия, что свидетельствует о неопределенности объема услуг, являющихся предметом закупки.
В соответствии с техническим заданием в рамках организации протокольных мероприятий заказчик может предусмотреть исполнение следующих услуг исполнителем.
1. Подбор гостиничных номеров (организация проживания участников мероприятия).
2. Организация подбора и (или) оформления проведения протокольного мероприятия.
3. Организация культурного обслуживания протокольного мероприятия.
4. Подбор и приобретение подарков, сувениров.
5. Организация транспортного обслуживания протокольного мероприятия (не более 12 часов в сутки).
В данном случае, из технического задания следует, что указанный перечень услуг является приблизительным и, как следствие, неопределенным. В свою очередь, указанное обстоятельство свидетельствует о неопределенности объема услуг и, как следствие, о неопределенности условий исполнения контракта.
В техническом задании в отношении услуги "подбор гостиничных номеров (организация проживания участников мероприятия)", в том числе указано следующее.
Перечень гостиничных (отельных) номеров для проживания:
1 Номер "люкс"
2 Номер "студия"
3 Номер "стандарт".
Подбор номеров должен осуществляться в гостиницах (отелях), расположенных на территории города Челябинска и (или) на территории Челябинской области, в зависимости от места проведения мероприятия. Удаленность от места проведения мероприятия и условия размещения в гостиницах (отелях), согласовываются с заказчиком в каждом случае при согласовании проекта сметы мероприятия. Заказчик в заявке информирует исполнителя о требуемом количестве и типе номеров.
При подборе номеров в гостинице (отеле) обязательно наличие круглосуточной службы приема и размещения, а также предприятия питания.
В данном случае, в техническом задании не определено наименование гостиниц (отелей), их месторасположение. Не определено количество и тип номеров, а также не определены условия размещения в гостиницах (отелях). Из технического задания следует, что указанные условия согласовываются на этапе формирования заказчиком заявки, а исполнителем проекта сметы мероприятия. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности объема услуги, а также о неопределенности условий исполнения контракта.
В техническом задании в отношении услуги "организация подбора и (или) оформления проведения протокольного мероприятия" указано, что заказчик в заявке информирует исполнителя о необходимости подбора и (или) оформления с указанием условий по местоположению, необходимой площади, условий по оснащению и оборудованию. Оформление производится атрибутикой, предоставленной заказчиком (флаги зарубежных государств, субъектов Российской Федерации, делегаций, оформление живыми цветами, информационными табличками и т.д.), и зависит от формата проводимого мероприятия.
Указанные положения технического задания не позволяют определить, в каких случаях исполнителю необходимо организовывать подбор мероприятия, а в каких оформление мероприятия. В техническом задании не определены местоположение, необходимая площадь, а также условия по оснащению и оборудованию. Из технического задания не представляется возможным определить перечень оборудования, которое должен будет применять исполнитель в рамках оказания услуги по организации подбора и (или) оформления проведения протокольного мероприятия. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности объема услуги и, как следствие, неопределенности условий исполнения контракта.
В техническом задании в отношении услуги "организация культурного обслуживания протокольного мероприятия" указано, что заказчик в заявке информирует исполнителя о дате, времени, виде обслуживания, количестве персон. Исполнитель в рамках проведения протокольного мероприятия, по согласованию с заказчиком (при согласовании проекта сметы мероприятия) организует для участников культурное обслуживание.
Виды культурного обслуживания:
- экскурсия по историко-культурным объектам, расположенным в городе Челябинске и (или) Челябинской области;
- посещение выставок, музеев, расположенных в городе Челябинске и (или) Челябинской области;
- посещение спектакля или концерта (концертная программа с участием профессиональных артистов, имеющих звания: "Лауреат всероссийских конкурсов". "Лауреат международных конкурсов", "Заслуженный артист РФ", "Народный артист РФ");
- посещение социальных и промышленных объектов города Челябинска и (или) Челябинской области.
Культурное обслуживание, при необходимости, обеспечивается исполнителем транспортом с соответствующим количеством посадочных мест, а при проведении экскурсий, звукоусиливающим оборудованием для работы гида (экскурсовода).
Фактически в описании объекта закупки в рамках указанной услуги не определены дата, время, вид обслуживания, количество персон. Также из технического задания не представляется возможным определить историко-культурные объекты, по которым необходимо организовать экскурсию, и их местоположение. Также не представляется возможным определить, по каким именно выставкам, музеям исполнитель должен будет организовать посещение. В техническом задании не определено, на какой именно спектакль или концертную программу исполнителю необходимо организовать посещение. Из технического задания невозможно определить социальные и промышленные объекты, по которым необходимо организовать посещение, и их местоположение. Исходя из содержания технического задания, не представляется возможным определить количество транспорта и количество посадочных мест, которое должен обеспечить исполнитель в рамках оказания услуги по организации культурного обслуживания протокольного мероприятия. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности объема услуги и, как следствие, неопределенности условий исполнения контракта.
В техническом задании в отношении услуги "подбор и приобретение подарков, сувениров" указано, что исполнитель обеспечивает формирование подарочного фонда, используемого при проведении протокольного мероприятия. Подбор подарка, сувенира должен быть произведен в соответствии с высказанными в заявке предложениями заказчика, учитывающими национальную, культурную, профессиональную, корпоративную специфику, вероисповедание принимаемой (принимающей) стороны, статус, возраст представителей принимаемой (принимающей) стороны, имеющиеся прецеденты. Заявкой заказчика может быть определено приобретение сувениров, подарков с российской символикой, символикой Челябинской области. Упаковка подарков, сувениров должна быть индивидуальной. Подарки и сувениры согласовываются с заказчиком при согласовании проекта сметы мероприятия.
Ценовая категория подарков, сувениров:
- для руководителя делегации - до 3 000 рублей включительно;
- для члена делегации - до 1000 рублей включительно;
- для отдельных лиц - по согласованию с заказчиком.
Фактически в техническом задании не определено, какие именно подарки и сувениры должен будет приобрести исполнитель в рамках оказания услуги. Исходя из технического задания, не представляется возможным определить количество таких подарков и сувениров. Также из технического задания невозможно определить, для каких именно отдельных лиц исполнитель должен будет приобрести подарки, сувениры. Также техническое задание не позволяет определить стоимость подарков, сувениров, приобретаемых для отдельных лиц. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности объема услуги и, как следствие, неопределенности условий исполнения контракта.
В техническом задании в отношении услуги "организация транспортного обслуживания протокольного мероприятия" указано, что заказчик в заявке информирует исполнителя о необходимости транспортного обслуживания мероприятия и требуемом количестве транспорта.
Для обслуживания участников мероприятия исполнитель должен иметь возможность предоставить следующий транспорт с водителем:
- автомобиль представительского класса в количестве не более 5 шт., количество мест для сидения - не менее 5-ти, оснащенный системой климат-контроля или кондиционером, цвет предпочтительно черный, марка и модель автомобиля согласовывается с заказчиком при согласовании проекта сметы мероприятия;
- микроавтобус в количестве не более 10 шт., количество мест для сидения - не более 20-ти, оснащенный системой климат-контроля или кондиционером, цвет - предпочтительно черный, марка и модель автомобиля согласовывается с заказчиком при согласовании проекта сметы мероприятия.
- авторефрижератор в количестве 1 шт., марка и модель автомобиля согласовывается с заказчиком.
Фактически в описании объекта закупки не определено количество транспорта, требуемого для оказания услуги. Исходя из содержания технического задания, не представляется возможным определить конкретное количество автомобилей представительского класса и микроавтобусов, необходимых для исполнения услуги, поскольку формулировки "не более 5 шт.", "не более 10 шт." могут означать и ноль штук. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности объема услуги по организации транспортного обслуживания протокольного мероприятия и, как следствие, неопределенности условий исполнения контракта.
Более того, по мнению Комиссии антимонопольного органа, заказчик располагает автотранспортными средствами, которые соответствуют условиям рассматриваемой закупки.
Таким образом, в описании объекта закупки не определен объем услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий. Соответственно, непонятно, каким образом и за какие фактически оказанные услуги будет осуществляться оплата по контракту. Указанное обстоятельство создает риск неэффективного использования заказчиком бюджетных средств.
Более того, в соответствии с частью 3 статьи 423 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе в части согласования предмета договора.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 1 статьи 766 Гражданского кодекса РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Таким образом, совокупное толкование норм гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что существенным условием указанного вида договора является определение как наименования, так и объема подлежащих оказанию услуг, выраженного в совершении конкретных действий (деятельности). Отсутствие информации об объеме услуг, которые необходимо оказать исполнителю, свидетельствует о несогласованности существенных условий рассматриваемого договора.
Следует отметить, что в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В данном случае, в описании объекта закупки не определен объем оказываемых услуг в рамках организации обеспечения протокольных мероприятий.
Исходя из пояснений представителей заказчика, объем подлежащих оказанию услуг сложно определить.
При этом, заказчиком в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе не определена начальная цена единицы услуги, начальная сумма цен указанной единицы.
Таким образом, при невозможности определения объема услуг, подлежащих оказанию, заказчик не применил положения части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе и не определил начальную цену единицы услуги, начальную сумму цен указанной единицы. Более того, не исполнив требования части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчик предусмотрел порядок определения объема оказываемой услуги на основании заявок.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком части 24 статьи 22, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Турэксперт" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации обеспечения протокольных мероприятий, проводимых Губернатором Челябинской области, Правительством Челябинской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Челябинской области (извещение N 0869200000222004667) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 1, 4 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, абзаца 1 подпункта "в" пункта 28 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
3. В рамках внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 24 статьи 22, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 октября 2022 г. N 074/06/106-2820/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022