рассмотрев жалобу ИП Васиной Ю.Г. (далее - Заявитель) на действия министерства здравоохранения КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка системы передвижной для подъема и перемещения пациента с жестким сидением" (извещение N 0818500000822006152) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что описание объекта закупки установлены характеристики товара, которые в совокупности соответствуют оборудованию конкретного производителя Beka Hospitec GmbH, Германия (Подъемник мобильный Senta для перемещения маломобильных пациентов с принадлежностями). Единственным эксклюзивным представителем и поставщиком данного товара на территории РФ является ООО "БЕКА РУС" Регистрационное удостоверение: NФСЗ 2009/5748 от 10.02.2017 г., что не позволяет предложить аналогичный товар иного производителя.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.09.2022 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка системы передвижной для подъема и перемещения пациента с жестким сидением" (извещение N 0818500000822006152). Заказчик - министерство здравоохранения КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 060 000, 00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе)
В извещении установлен объект закупки - "Поставка системы передвижной для подъема и перемещения пациента с жестким сидением". Идентификационный код закупки - 222230905305823100100118730013250244.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.xls", "Проект контракта.docx", "Описание объекта закупки.xlsx", "Требования к заявке на участие в закупке, и инструкция по её заполнению.docx".
Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит перечень технических характеристик, а именно:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ** |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
Уточнение вида значения характеристики закупаемого товара, указанной в соответствии с КТРУ*** |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
|||||
1 |
Система передвижная для подъема и перемещения пациента с жестким сиденьем |
32.50.50.190 / 32.50.50.190-00001146 |
Подъемник мобильный для перемещения маломобильных пациентов с подвесным ложем-сидением из пластика с отверстиями для слива воды |
Наличие |
|
|
Возможность использования в бальнеологических отделениях, как средство перемещения пациентов в и из бальнеологических ванн |
Наличие |
|
|
|||
Число секций сидения-ложа, шт |
Не менее 3 |
|
|
|||
Изменение конфигурации сидения-ложа |
Наличие |
|
|
|||
Съемное мягкое покрытие сидения-ложа |
Наличие |
|
|
|||
Дренажные отверстия в сидении и его покрытии |
Наличие |
|
|
|||
Размеры сидения-ложа (ДхШ), мм |
Не менее 1840 х 430 |
|
|
|||
Съемные боковые крылья |
Наличие |
|
|
|||
Материал несущей конструкции - металлические профили |
Наличие |
|
|
|||
Электрический привод подъемного устройства |
Наличие |
|
|
|||
Минимальная высота подъема от пола, мм |
Не более 425 |
|
|
|||
Максимальная высота подъема от пола, мм |
Не менее 1100 |
|
|
|||
Тип электропитания подъемника |
Аккумуляторная батарея |
|
|
|||
Индикация заряда аккумуляторной батареи |
Наличие |
|
|
|||
Дополнительный аккумулятор |
Наличие |
|
|
|||
Зарядное устройство аккумуляторов |
Наличие |
|
|
|||
Переменный режим эксплуатации электромоторов |
Наличие |
|
|
|||
Время беспрерывной работы электромоторов, мин |
Не менее 2 |
|
|
|||
Время перерыва в работе моторов, мин |
Не более 18 |
|
|
|||
Аварийная остановка |
Наличие |
|
|
|||
Механизм аварийного спуска пациента в случае нарушения работы подъемника |
Наличие |
|
|
|||
Ролики для перемещения подъемника |
Наличие |
|
|
|||
Количество роликов, оборудованных стопорами, шт |
Не менее 2 |
|
|
|||
Грузоподъемность, кг |
Не менее 150 |
|
|
|||
Высота подкатной части подъемника, мм |
Не более 120 |
|
|
Заявитель указывает, что описание объекта закупки установлены характеристики товара, которые в совокупности соответствуют оборудованию конкретного производителя Beka Hospitec GmbH, Германия (Подъемник мобильный Senta для перемещения маломобильных пациентов с принадлежностями). Единственным эксклюзивным представителем и поставщиком данного товара на территории РФ является ООО "БЕКА РУС" Регистрационное удостоверение: NФСЗ 2009/5748 от 10.02.2017 г., что не позволяет предложить аналогичный товар иного производителя.
Заказчик необоснованно ограничил возможность участия в закупке участников с эквивалентным оборудованием, например, подъемник для опускания пациента в ванну (бассейн) по ТУ 9451-007-76228444-2010 российского производителя ООО "Физиотехника" код вида 209440. https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch
Медицинский подъемник для ванн производитель ООО "Физиотехника", Россия для ванн предназначен для перемещения пациентов с целью проведения различных гидротерапевтических и гигиенических процедур, а также является штатным оборудованием в комплексах горизонтального вытяжения позвоночника на базе ванны большого объема "Атланта".
Заявитель представил сравнительную таблицу характеристик товара:
Наименование параметра |
Требуемое значение показателя, установленное заказчиком |
Характеристики производитель BEKA |
Характеристики ближайшего аналога Производитель ООО "Физиотехника" |
Назначение: |
Подъем и транспортировка (перемещение) пациентов для принятия ванн в положениях лежа и сидя |
+ |
+ |
Перемещение маломобильных пациентов |
Наличие |
+ |
+ |
Возможность использования в бальнеологических отделениях, как средство перемещения пациентов в/из бальнеологических ванн |
Наличие |
+ |
+ |
Возможность использования с глубокими ваннами |
Наличие |
+ |
+ |
Подвесное сидение-ложе |
Наличие |
+ |
+ |
Число секций сидения-ложа, шт. |
Не менее 3 |
3 |
3 |
Изменение конфигурации сидения-ложа |
Наличие |
+ |
+ |
Съемное мягкое покрытие сидения-ложа |
Наличие |
+ |
- |
Дренажные отверствия в сидении и его покрытии |
Наличие |
+ |
+ |
Размеры сидения-ложа (ДхШ), мм |
Не менее 1750х430 |
+ |
+ |
Съемные боковые крылья |
Наличие |
+ |
- |
Материал несущей конструкции |
Металлические профили |
+ |
+ |
Тип подъемного устройства |
Электромеханическое |
+ |
+ |
Минимальная высота подъема от пола, мм |
Не более 475 |
450 |
370 |
Максимальная высота подъема от пола, мм |
Не менее 1100 |
1150 |
1140 |
Тип электропитания подъемника |
Аккумуляторная батарея |
+ |
+ |
Индикация заряда аккумуляторной батареи |
Наличие |
+ |
+ |
Напряжение питания электропривода |
Не более 24В |
+ |
+ |
Режим эксплуатации электромоторов |
Переменный |
+ |
+ |
Время беспрерывной работы электромоторов, мин. |
[Не менее 2]* |
+ |
+ |
Время перерыва в работе моторов, мин. |
[Не более 18]* |
+ |
+ |
Аварийная остановка |
Наличие |
+ |
+ |
Механизм аварийного спуска пациента в случае нарушения работы подъемника |
Наличие |
+ |
+ |
Ролики для перемещения подъемника, шт. |
Не менее 4 |
+ |
+ |
Количество роликов, оборудованных стопорами, шт. |
Не менее 2 |
+ |
+ |
Диаметр передних колес-роликов, мм |
Не менее 75 |
+ |
+ |
Диаметр задних колес-роликов, мм |
Не менее 75 |
+ |
+ |
Грузоподъемность, кг |
Не менее 150 |
+ |
+ |
Высота подкатной части подъемника, мм |
Не более 120 |
+ |
+ |
Радиус поворота подъемника, мм |
Не более 1500 |
+ |
+ |
Дополнительный аккумулятор |
Наличие |
+ |
+ |
Зарядное устройство аккумуляторов |
Наличие |
+ |
+ |
Электропитание зарядного устройства |
220В;50 Гц |
+ |
+ |
Заявитель указывает, что для возможности предложения аналогичного товара других производителей (в частности товара Российского производства) участниками необходимо внести изменения в техническое задание, а именно: исключить следующие пункты (Описание объекта закупки):
Съемное мягкое покрытие сидения-ложа |
соответствие |
Съемные боковые крылья |
соответствие |
Съемное мягкое покрытие сидения-ложа. Ложе аналогичных подъемников изготавливаются из высокопрочного пластика и статично прикрепляются к съемной раме из нержавеющей стали. Сидение делают из пластика или стеклопластика - они соответствуют всем гигиеническим требованиям, хорошо переносят постоянный контакт с водой, и при этом имеют достаточную прочность. Пластик долговечен, легко подвергается чистке, не раздражает кожу пациента так, как принятие ванн происходит как минимум в нижнем белье. Необходимости в съемном сидении не имеется.
Съемные боковые крылья могут рассматриваться как аксессуар подъемника с дополнительной функцией, отсутствие таковых не влияет на использование подъемника по назначению и не ухудшает его качественные характеристики. А именно пациент надежно зафиксирован в ложе при помощи специальных фиксаторов, а само ложе поднимается без приложения физической силы пациента и мед. персонала.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых указано, что установленные характеристики: - съемное мягкое покрытие сидения-ложа; - съемные боковые крылья были установлены в связи с потребностью Заказчика, так как указанные характеристики на прямую влияют на качество оказания медицинской помощи, а именно:
· Большинство пациентов имеют большую массу тела и требуют больше времени для проведения процедуры, следовательно, съемное мягкое покрытие сидения-ложа необходимо для обеспечения комфорта пациента, а также стирки покрытия, что существенно облегчает работу медицинскому персоналу.
· Съемные боковые крылья относятся к вопросу безопасности. Они позволяют предотвратить падение пациента с разными антропометрическими данными, особенно это важно для великовозрастных пациентов. И в тоже время позволяют медицинскому персоналу менять беспрепятственно и быстро позиционировать пациента во время процедуры. Фиксация пациента ремнями, как предлагает заявитель, существенного ограничивает возможность позиционирования пациента во время процедур, т.е. значительно ухудшает качественные характеристики подъемника.
Указанные обоснования Заказчика не имеют документального подтверждения. Доказательства о наличии товара, соответствующего установленным требованиям, иного производителя в материалы дела не представлены.
Включение Заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п.2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании технического задания, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Васиной Ю.Г. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - министерства здравоохранения КК нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - министерству здравоохранения КК, уполномоченному учреждению - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 октября 2022 г. N 893/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2022