рассмотрев жалобу ООО "Соната Трейд" (далее - Заявитель) на действия администрации Нефтегорского г/п Апшеронского района при проведении МКУ МО Апшеронского района "Управление по муниципальным закупкам" электронного аукциона: "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в целях переселения граждан из аварийного дома" (извещение N 0818300022722000587) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что требования в "Приложении N 1 Описание объекта закупки" установлены с нарушением ч. 3 ст. 7, ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласен, "Описание объекта закупки" составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.09.2022 г. уполномоченным органом - МКУ МО Апшеронского района "Управление по муниципальным закупкам" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в целях переселения граждан из аварийного дома" (извещения N 0818300022722000587)
Начальная (максимальная) цена каждого контракта - 2 720 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение содержит перечень прикреплённых документов: "Приложение N2 Обоснование НМЦК.xlsx", "Приложение N 3 Проект контракта .docx", "Приложение N 1 Описание объекта закупки (008).docx", "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее применению.docx".
Файл "Приложение N 1 Описание объекта закупки (008).docx" содержит основные требования к жилому помещению:
N п/п |
Наименование объекта закупки |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные к функциональным, техническим, характеристикам жилого помещения, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. |
Описание, значение |
||||
1 |
Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в целях переселения граждан из аварийного дома |
шт. |
1 |
Месторасположение жилого помещения |
Краснодарский край, Апшеронский район, г. Апшеронск (точный адрес указывается Поставщиком) |
Тип жилого помещения |
Квартира в многоквартирном доме или квартира в доме блокированной застройки |
||||
Год ввода в эксплуатацию |
Не ранее 2019 года |
||||
Общая площадь жилого помещения (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, в соответствии с п.5 ст.15 Жилищного кодекса), кв.м. |
не менее 32,0 |
||||
Количество жилых комнат |
1 |
||||
Кухня |
наличие |
||||
Прихожая (коридор) |
наличие |
||||
Внутриквартирные санитарные узлы (ванная комната и туалет) |
раздельные или совмещенные |
||||
Класс энергетической эффективности не ниже В |
соответствие |
||||
Конструктивное, инженерное и технологическое оснащение | |||||
Несущие строительные конструкции: | |||||
Наружные стены дома |
из каменных конструкций (кирпич, блоки) или крупных железобетонных блоков или железобетонных панелей, или монолитного железобетонного каркаса с заполнением |
||||
Перекрытия |
из сборных и/или монолитных железобетонных конструкций |
||||
Фундамент |
из сборных и/или монолитных железобетонных и каменных конструкций |
||||
Отмостка (устроенная по всему периметру дома и обеспечивающая отвод воды от фундамента) |
из армированного бетона |
||||
Организованный водосток |
наличие |
||||
Подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям |
наличие |
||||
Внутридомовые инженерные системы, включая: | |||||
Электроснабжения (с силовым и иным электрооборудованием) (в соответствии с проектной документацией) |
наличие |
||||
Холодного водоснабжения |
наличие |
||||
Водоотведения (канализации) |
наличие |
||||
Газоснабжения |
Наличие или отсутствие |
||||
Отопления |
Централизованное или индивидуальное |
||||
Горячего водоснабжения |
централизованное от котельной или индивидуальное от водонагревателей газовых или индивидуальное от водонагревателей электрических |
||||
противопожарной безопасности (в соответствии с проектной документацией) |
соответствие |
||||
внесенных в Государственный реестр средств измерений, поверенных предприятиями-изготовителями, принятых в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующих установленным требованиям к классам точности общедомовых (коллективных) приборов учета электрической, тепловой энергии, холодной воды, горячей воды (при централизованном теплоснабжении в установленных случаях) (для многоквартирных домов обязательное наличие) |
наличие или отсутствие |
||||
Оконных блоков со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома (металлопластиковые) |
наличие |
||||
освещения этажных лестничных площадок дома с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света, датчиков движения и освещенности (для многоквартирных домов обязательное наличие) |
наличие или отсутствие |
||||
освещения при входах в подъезды дома, при входах в дома блокированной застройки, с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света и датчиков освещенности, козырьков над входной дверью (для многоквартирных домов обязательное наличие) |
наличие или отсутствие |
||||
металлических дверных блоков с замком, ручками и автодоводчиком во входах в подвал (техническое подполье) дома освещенности (при строительстве многоэтажных домов) (для многоквартирных домов обязательное наличие) |
наличие или отсутствие |
||||
Благоустройства придомовой территории, в том числе твердого покрытия, озеленения и малых архитектурных форм, площадок общего пользования различного назначения, в том числе детской игровой площадки с игровым комплексом (в соответствии с проектной документацией) (для многоквартирных домов обязательное наличие) |
наличие или отсутствие |
||||
Функциональное оснащение и отделка жилых помещений | |||||
электроснабжение с электрическим щитком с устройствами защитного отключения |
наличие |
||||
холодное водоснабжение |
наличие |
||||
горячее водоснабжение |
централизованное или автономное |
||||
водоотведение (канализация) |
централизованное или септик |
||||
отопление |
централизованное или автономное |
||||
вентиляция |
наличие |
||||
газоснабжение (при наличии в соответствии с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией) - (для многоквартирных домов обязательное наличие) |
наличие или отсутствует |
||||
входная дверь с замком, ручками и дверным глазком |
Металлическая или деревянная |
||||
межкомнатные двери с наличниками и ручками |
Массив или шпонированные или МДФ или ламинированные |
||||
оконные блоки со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома (металлопластиковые) |
соответствие |
||||
вентиляционные решетки |
наличие |
||||
подвесные крюки для потолочных осветительных приборов во всех помещениях квартиры |
наличие |
||||
мойка со смесителем и сифоном (на кухне) |
наличие |
||||
умывальник со смесителем и сифоном |
наличие |
||||
унитаз с сиденьем и сливным бачком |
наличие |
||||
Ванна или душевая кабина со смесителем и сифоном |
наличие |
||||
одно-, двухклавишные электровыключатели; электророзетки; выпуски электропроводки и патроны во всех помещениях квартиры |
наличие |
||||
потолочные электрические светильники |
наличие или отсутствие |
||||
плита |
газовая или электрическая |
||||
радиаторы отопления |
наличие |
||||
напольные покрытия: | |||||
в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла) |
керамическая плитка |
||||
в остальных помещениях |
ламинат (не ниже 22 класса износостойкости) или линолеум на вспененной основе или паркет |
||||
отделка стен: | |||||
в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кухни |
керамическая плитка или окраска водоэмульсионной краской, или обои или панели ПВХ |
||||
части стены (стен) в кухне, примыкающей (их) к рабочей поверхности, и части стены (стен) в ванной комнате, примыкающей (их) к ванне и умывальнику |
керамическая плитка |
||||
в остальных помещениях |
Обои и/или окраска водоэмульсионной краской |
||||
отделка потолков: | |||||
во всех помещениях |
Окраска водоэмульсионной краской или натяжные потолки |
||||
Балкон (лоджия) |
наличие или отсутствие |
||||
Пол балкона (лоджии) в случае наличия (в случае отсутствия не заполняется) |
линолеум или керамическая плитка или ДВП с отделкой по периметру плинтусом или деревянная доска с отделкой по периметру плинтусом |
||||
Индивидуальные (квартирные) приборы учета расхода коммунальных ресурсов в исправном состоянии. |
наличие |
Заказчиком установлены противоречия между требованиями, установленными в "Описании объекта закупки", в части требований к проектной документации и требований к качеству и безопасности.
В "Приложении N 1 Описание объекта закупки (008).docx" установлены требования:
1) Проектная документация многоквартирного дома или дома блокированной застройки, введенного в эксплуатацию должна соответствовать требованиям:
СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001", утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр
СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты";
Проектная документация должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ Р 21.101-2020 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2020 года N 282-ст.
2) Требования к качеству и безопасности приобретаемого жилого помещения:
- СП 60.13330.2020 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" СНиП 41-01-2003
- СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001", утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр
- СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты".
Одновременно Заказчик устанавливает требование в отношении года эксплуатации не ранее 2019 года.
Таким образом, предложенное жилое помещение 2019 года не будет соответствовать требованиям Заказчика к проектной документации, не будет соответствовать требованиям Заказчика к качеству и безопасности приобретаемого жилого помещения, а значит вводит в заблуждение потенциальных участников аукциона.
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждается при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Согласно п. 2) ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти, и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Заказчиком в "Приложении N 1 Описание объекта закупки (008).docx" установлено требование:
3) В отношении проектной документации на строительство многоквартирного дома или дома блокированной застройки, или построенного многоквартирного дома или дома блокированной застройки, в котором приобретаются жилые помещения, требуется обеспечить наличие положительного заключения проведенной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства экспертизы проекта, с учетом ст. 49 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Таким образом, установление требования обеспечить наличие положительного заключения проведенной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства экспертизы проекта противоречит требованиям ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ограничивает круг участников закупки, так как дома блокированной застройки уже построены и введены в эксплуатацию без привлечения бюджетных средств. Наличие положительного заключения проведенной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства экспертизы проекта не требуется.
Заказчиком установлены противоречия между требованиями, установленными в "Описании объекта закупки" и "Проекте контракта".
Заказчиком в "Приложении N 1 Описание объекта закупки (008).docx" установлено требование:
4) Участник закупки указывает точный адрес местонахождения жилого помещения, а именно: субъект Российской Федерации, наименование района, наименование населенного пункта, улицу, номер дома, номер квартиры (при наличии).
В соответствии с п. 5) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
В Файле "Приложение N 3 Проект контракта.docx" установлено: "п.1.2 Для строящихся многоквартирных домов или для строящихся домов указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (домов блокированной застройки) окончательное описание жилого помещения, в том числе адрес, номер и общая площадь жилого помещения, указание права собственности, подлежат уточнению после получения Поставщиком разрешения на ввод многоквартирного дома или дома указанного в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (дома блокированной застройки) в эксплуатацию, отражается в акте приема-передачи жилого помещения (Приложение N2 к Контракту)".
Таким образом, Заказчиком при установлении требований в "Описании объекта закупки" нарушены положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru, на участие в закупке (извещение N 0818300022722000587) не подано ни одной заявки.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в жалобе указывает на допущенные Заказчиком разночтения в части указания срока исполнения, который является не разумным и может свидетельствовать о намеренном ограничении потенциальных участников. Так согласно п. 1.9 "Проекта контракта" Поставщик обязуется предать заказчику жилое помещение не позднее 1 ноября 2022 года. Срок заключения контракта не ранее 10 и не позднее 13 дней, выпадает на вторую половину октября, срок передачи жилого помещения до 01 ноября 2022 года
Представитель Заказчика с указанным доводом не согласился, из пояснений следует, что Заказчик при установлении срока передачи жилого помещения руководствовался требованиями и условиями адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 186 от 10.04.2019 года.
Закупки жилых помещений (48 шт.) для нужд Нефтегорского городского поселения в целях переселения граждан из аварийного дома проводились уполномоченным учреждением с февраля 2022 года и за год повторных размещений было 3.
В соответствии с письмом Минфина России от 12 мая 2022 г. N 24-06-07/43394 "О рассмотрении обращения" указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта)".
При этом, при разработке проекта контракта Заказчик, зная срок поставки жилого помещения, может уже установить конкретный срок исполнения контракта, который требуется при формировании информации в реестре контрактов и который отслеживает казначейский контроль.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Соната Трейд" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Нефтегорского г/п Апшеронского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818300022722000587).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 октября 2022 г. N 898/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022