Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Гариной Е.Г. (доверенность от 16.02.2022 N3), Дубасова С.Н. (доверенность от 22.03.2022 N8), Разиновой Т.Ю. (доверенность от 16.02.2022 N4) и в присутствии представителя заявителя ООО "Консалтингово-экспертный центр" Окунева А.В. (доверенность от 26.09.2022), на основании поступившей информации от ООО "Консалтингово-экспертный центр" (вх. от 18.09.2022 N8218), а также статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе государственным заказчиком ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее - Заказчик) при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по разработке проектной документации на оснащение категорированных объектов средствами обеспечения транспортной безопасности, Лот 3 (реестровый номер извещения: 0825500000622000063)
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 18.09.2022 от ООО "Консалтингово-экспертный центр" (далее - Заявитель, Общество) поступила информация о нарушении государственным заказчиком ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее также - Заказчик) законодательства о контрактной системе при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по разработке проектной документации на выполнение работ по разработке проектной документации на оснащение категорированных объектов средствами обеспечения транспортной безопасности, Лот 3 (реестровый номер извещения: 0825500000622000063) (далее - электронный конкурсы).
Уведомлениями от 19.09.2022 N04/5710-КР и N04/5709-КР проведение внеплановой проверки было назначено на 26.09.2022 на 14 час.15 мин.
В указанный срок внеплановую проверку проводила Комиссия в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Гариной Е.Г. (доверенность от 16.02.2022 N3), Дубасова С.Н. (доверенность от 22.03.2022 N8), Разиновой Т.Ю. (доверенность от 16.02.2022 N4) и в присутствии представителя заявителя ООО "Консалтингово-экспертный центр" Окунева А.В. (доверенность от 26.09.2022)
В рассмотрении внеплановой проверки Комиссией объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 03.10.2022.
После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Гариной Е.Г. (доверенность от 16.02.2022 N3), Дубасова С.Н. (доверенность от 22.03.2022 N8), Разиновой Т.Ю. (доверенность от 16.02.2022 N4) и в присутствии представителя заявителя ООО "Консалтингово-экспертный центр" Окунева А.В. (доверенность от 26.09.2022)
В рассмотрении внеплановой проверки Комиссией объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 10.10.2022.
Комиссия по результатам изучения документов и проведения внеплановой проверки установила следующее.
23.08.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного конкурса (далее - Извещение).
16.09.2022 Заказчиком внесены изменения в Извещение, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является объектом закупки).
По мнению Заявителя, работы предусмотренные Техническим заданием к Извещению, могут выполнять только специализированные организации. Однако в нарушение Закона о контрактной системе данное требование к участникам закупки не установлено в Извещении.
Комиссия полагает данный довод Заявителя необоснованным по следующим основаниям.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС);
оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС регламентированы статьей 9 Закона о транспортной безопасности.
Частью 2 статьи 9 Закона о транспортной безопасности установлено, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, используемых в целях торгового мореплавания, на которые распространяются требования, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ, утвержден приказом Минтранса России от 02.07.2021 N221.
Разработка планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
Одновременно Комиссия обращает внимание, что объектом закупки является разработка проектной документации на оснащение категорированных объектов средствами обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, обязанность проведения проектных и изыскательских работ, а также работ по разработке проектной документации специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, аккредитованными Росавтодором, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, для проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС, законодательством о транспортной безопасности не установлена.
Данная позиция подтверждается письмом от 05.10.2022 N01-25/42533 Федерального дорожного агентства.
Кроме того, Заказчик в подп. н) пункта 1.1 приложения N3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" к Извещению установил, что заявка на участие в закупке должна содержать копию действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
При этом Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с подп.8 пункта 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденный приказом Минтранса России от 16.11.2012 N402, в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке элементов обустройства, в т.ч. установка недостающих и восстановление существующих систем видеонаблюдения, инженерно-технических средств транспортной безопасности.
С учетом того, что объектом закупки является разработка проектной документации на оснащение категорированных объектов средствами обеспечения транспортной безопасности, которое относится к содержанию автомобильных дорог, Заказчик незаконно установил в извещении требование к участникам закупки об их членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Более того, Заказчик в подп. н) пункта 1.1 приложения N3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" к Извещению установил дополнительные требования к участникам закупки по пункту 6 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571), а именно: "документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным Заказчиком в Извещении в соответствии с позицией 6 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Опытом исполнения договора, предусмотренным Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются выполнение одной или нескольких работ, указанных в Приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки".
Опытом исполнения договора считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Ценой выполненных работ по договору считается общая цена (сумма цен) работ, указанная в акте (актах) приемки выполненных работ. Если при исполнении такого договора составлено несколько актов приемки выполненных работ, участниками закупки направляются в соответствии с требованиями Федерального закона N44-ФЗ все такие акты".
Учитывая, что работы по объекту закупки не относятся к архитектурно-строительному проектированию в понимании ГрК РФ, следовательно, Заказчиком незаконно установлено дополнительное требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, Заказчик, установив в Извещении вышеуказанные требования к участникам закупки нарушил, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 2 и 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Более того, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение, Постановление N2604).
В силу ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 Положения, "оценка" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок; "критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки); "значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке); "показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки; "шкала оценки" - значения количества баллов, присваиваемых определенным значениям показателя оценки в случае отсутствия между ними функциональной зависимости, а также в случае, если показатель оценки не определяется количественным значением.
Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 Правил N2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии со следующими требованиями:
в разделе I указывается информация о заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты) и закупке (наименование объекта закупки). В случае передачи в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий государственного, муниципального заказчика указывается полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты такого учреждения, унитарного предприятия или иного юридического лица;
раздел II заполняется в части применяемых критериев оценки, показателей оценки, в том числе предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, показателей оценки, детализирующих применяемый показатель оценки (далее - детализирующий показатель), значимости критериев оценки, значимости показателей оценки, а также в части шкалы оценки или формул, предусмотренных настоящим Положением;
в разделе III указываются отдельные положения о применении отдельных критериев оценки и показателей оценки, предусмотренных разделом II, а именно:
в графе 2 указываются наименования критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показателя, при применении которого в графе 3 устанавливается соответствующее отдельное положение;
в графе 3 указываются отдельные положения о применении соответствующих критерия оценки, показателя оценки, а также детализирующего показателя, в том числе положения, предусмотренные пунктами 27 - 35 настоящего Положения.
Вместе с извещением Заказчиком в ЕИС размещен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (далее также - Порядок Заказчика).
Указанным Порядком Заказчика установлены два критерия оценки:
- Цена контракта;
- Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно п. 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В силу п. 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
При этом в соответствии с п. 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно п. 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из предусмотренных п. 20 Положения формул.
В соответствии с п. 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
При этом согласно п. 23 Положения если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Согласно Порядку Заказчика показателем критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является "Качественные характеристики объекта закупки", по которому, как следует из раздела II Порядка Заказчика, будет оцениваться "подробное, полное, структурированное описание в составе заявки участников конкурса последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг)".
Разделом III Порядка Заказчика предусмотрен следующий порядок оценки по указанному критерию:
"
N п/п |
Значение |
Величина значимости |
1 |
2 |
3 |
1. |
Участником закупки не представлена информация о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки, либо представленная информация изложена без привязки к конкретному субъекту транспортной инфраструктуры, объекту транспортной инфраструктуры и системе мер по обеспечению транспортной безопасности для конкретного объекта транспортной инфраструктуры, либо описание выполняемых работ (оказываемых услуг) не соответствует требованиям действующего законодательства, требованиям Извещения, Проекту контракта, Техническому заданию. Непредставление участником закупки информации по качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки не влечёт за собой отклонение заявки на участие в закупке. |
0 БАЛЛОВ |
2. |
Подробное, полное, структурированное описание в составе заявки участника конкурса последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг) на каждом объекте транспортной инфраструктуры, с учётом требований Извещения, Проекта контракта, Технического задания, подтверждающие реальность их осуществления и эффективности, в том числе наличие информации о возможности обеспечения проведения работ на объектах, в соответствии с требованиями Федерального закона N16-ФЗ от "09" февраля 2007 года "О транспортной безопасности", Постановления Правительства РФ N1257 от "24" ноября 2015 года "Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также со сведениями, содержащимися в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу". |
50 БАЛЛОВ |
3. |
Подробное, полное, структурированное описание в составе заявки участника конкурса последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг), указанных в пункте 2 "Порядка оценки заявок по качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки", а также подробного, полного, структурированного описания экономически обоснованных, оптимальных инженерно-технических решений по составу, характеристикам постов (пунктов) досмотра, пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, способов связи и образцов инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ N 969 от "26" сентября 2016 года "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности". |
100 БАЛЛОВ |
В целях оценки по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участник открытого конкурса описывает выполняемые работы (оказываемые услуги) согласно структуре и содержанию вышеуказанной таблицы.
Информация участника конкурса должна содержать доводы по каждому наименованию (по каждому пункту вышеуказанной таблицы), должна быть подробной (представлять собой текст, состоящий из совокупности логически связанных между собой предложений, схемы, фотографии, рисунки, диаграммы и т.д.), содержать анализ действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности (допускается использование результатов и/или положений научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области обеспечения транспортной безопасности, разъяснений компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности (его структурных подразделений), решений Арбитражных судов, контрольно-надзорных органов). Информация должна быть изложена так, чтобы исключить её двоякое, искажённое, неверное (субъективное) восприятие. Описание каждого пункта выполненных работ (оказываемых услуг) должно содержать информацию о способах взаимодействия между "Заказчиком" и "Подрядчиком" в ходе выполнения работ (оказания услуг) предложения по системе контроля качества, возможность осуществления контроля за действиями, порядком, сроками и этапами выполнения работ (оказания услуг).
Описание выполняемых работ (оказываемых услуг) (предложение по качеству работ (услуг)) должно соответствовать требованиям Извещения, Проекту контракта, Техническому заданию.".
Таким образом, Заказчиком установлен не определяемый количественным значением показатель в виде описания последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг).
Однако указанный показатель в нарушение п. 17 и п. 19 Положения не отражают свойства и характеристики объекта закупки, в то время как в силу п. 22 Положения именно за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки присваиваются баллы. То есть, Заказчиком не определены свойство и/или характеристика объекта закупки, за наличие или отсутствие которых в предложении участника будут присваиваться баллы.
Кроме того, из Порядка Заказчика невозможно определить следующее:
- каким требованиям действующего законодательства должно соответствовать описание выполняемых работ (оказываемых услуг) и каким конкретно законодательством вообще предусмотрены требования именно к описанию выполняемых работ (оказываемых услуг);
- что понимается под подробным, полным и структурированным описанием последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг);
- что понимается под эффективностью, которая должна подтверждаться подробным, полным и структурированным описанием последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг);
- что понимается под экономически обоснованными, оптимальными инженерно-техническими решениями по составу, характеристикам постов (пунктов) досмотра, пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, способов связи и образцов инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности.
Кроме того, согласно Порядку Заказчика для присвоения 50 баллов по критерию описание работ должно соответствовать сведениям, содержащимся в планах и паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, которые при этом являются информацией ограниченного доступа.
Соответственно, лица, не имеющие доступа к такой информации, не могут сформировать свою заявку, чтобы получить баллы по нестоимостному критерию оценки.
Указанное свидетельствует о том, что установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет участникам закупки сформировать свою заявку, а также является является субъективным и предоставляет членам комиссии по осуществлению закупок возможность принимать решения о начислении баллов участникам закупки по указанному критерию произвольно, что может привести к злоупотреблению и нарушению прав и законных интересов участников закупки.
Кроме того, согласно п. 23 Положения если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Однако установленная Заказчиком шкала оценки не соответствует п. 23 Положения.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует частям 8, 9 статьи 32, пункту 11 части 1 статьи 42, пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вышеуказанные допущенные нарушения являются существенными и влекут необходимость выдачи предписания об их устранении.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" нарушения частей 8, 9 статьи 32, пункта 11 и 12 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31, частей 2 и 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по разработке проектной документации на оснащение категорированных объектов средствами обеспечения транспортной безопасности, Лот 3 (реестровый номер извещения: 0825500000622000063).
2. Выдать государственному заказчику ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по разработке проектной документации на оснащение категорированных объектов средствами обеспечения транспортной безопасности, Лот 3 (реестровый номер извещения: 0825500000622000063).
3. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 октября 2022 г. N 030/06/42-1128/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022