Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____>
<____>
<____>
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Управление организации строительства" (ИНН: 8913007850) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 91-К от 25.07.2022. на устройство гостевой стоянки за домом N38 в микрорайоне 1., цена контракта - 1 493 451, 42 рублей, (извещение N 0190300001922000270), с ООО "ТРИУМФ" (ИНН: 8911030460) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 19.09.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 91-К (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 25 июля 2022 года, между муниципальным казенным учреждением "Управление организации строительства" (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" (далее - Подрядчик), был заключен муниципальный контракт N91-К на устройство гостевой стоянки за домом N38 в микрорайоне 1 (далее Контракт).
В соответствии с п.1.3 Контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в установленный Контрактом срок выполнить собственными и (или) силами привлечённых субподрядных организаций работы на объекте в соответствии со сметной документацией, Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), требованиями и условиями настоящего Контракта, из своих материалов, на собственном оборудовании, строительной технике и своими инструментами.
Согласно п.3.1 Контракта, сроки выполнения работ: с момента заключения Контракта по 10 августа 2022 года.
По состоянию на 19.09.2022 Подрядчик не выполнил работы по устройству гостевой стоянки, предусмотренные Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
В соответствии с ч.8 ст.95 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N44-ФЗ), расторжение контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ст.717 Гражданского кодекса РФ, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
На основании выше сказанного, в соответствии с ч.9 ст.95 Закона N44-ФЗ, ст.717 Гражданского кодекса РФ и с п.12.4 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с п.2 ч. 12.1 ст.95 Закона N44-ФЗ, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее 1 (одного) часа с момента его размещения в единой информационной системе (далее ЕИС) в соответствии с п.1 ч. 12.1 ст.95 Закона N44-ФЗ автоматически с использованием ЕИС направляется Подрядчику. Датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта (чЛЗ ст.95 Закона N44~ФЗ).
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 05.10.2022 NАР/3596, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Действительно, на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и вступления его в силу работы не выполнены в полном объеме. Однако, ООО "ТРИУМФ" предпринимало необходимые меры для надлежащего исполнения своих обязательств перед заказчиком, а невыполнение полного объема работ обусловлено не зависящими от ООО "ТРИУМФ" причинами.
26.07.2022 Подрядчиком было направлено письмо на адрес электронной почты Заказчика (uos@mogub.yanao.ru) с просьбой освободить место проведения строительных работ и запросом технической документации необходимой для проведения работ по благоустройству гостевой стоянки, а именно: акт приема передачи земельного участка для выполнения строительных работ, документы об отводе мест для складирования излишнего грунта и строительного мусора, исходные точки, их координаты и уровень для выполнения работ по разметке строительной площадки и привязке объекта.
Так же приступить к выполнению работ по строительству гостевой стоянки по адресу: дом N 38 в микрорайоне 1 не представлялось возможным в связи с размещением на территории проведения работ автомобильного транспорта, принадлежащего третьим лицам.
Объявления Подрядчика с просьбой убрать транспорт с территории проведения работ, размещённые в каждом подъезде жилого дома N 38 микрорайона 1, а также в социальной сети "ВКонтакте" в группе "Губкинский город мечты" были проигнорированы собственниками, обращение в органы ГИБДД также оставлены без ответа, о чем 26.07.2022 и 09.08.2022 года Подрядчик уведомил Заказчика по электронной почте и письменно, и обратился с просьбой о продлении сроков Контракта. Указанные обращения Подрядчика оставлены Заказчиком без ответа. На основание вышеизложенного 10.08.2022 г. Подрядчиком были приостановлены работы.
Несмотря на это и на наличие предоставленного законом права прекратить выполнение работ при отсутствии необходимой технической документации и возможности проводить работы по благоустройству, ООО "ТРИУМФ" произвела часть работ, а именно;
Закупка необходимого материала
Доставка материала (дорожная плита б/у) с базы Заказчика
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.12.3. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
25.07.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 91-К.
19.09.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.09.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
30.09.2022 Дата расторжения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные поставщиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные подрядчиком документы, подтверждающие, что подрядчик не уклонялся от исполнения Контракта, принимал меры, направленные на его надлежащее исполнение.
Согласно п.4.2.2. Контракта Подрядчик вправе требовать от Заказчика необходимую для выполнения работ техническую документацию в пределах предмета Контракта.
Были рассмотрены обращения от 26.07.2022 г. и от 19.08.2022 г. к Заказчику о продлении сроков выполнения работ по муниципальному контракту N91-К в связи препятствием исполнению договора подрядчику и свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок из-за не предоставления технической документации Заказчиком для выполнения работ и припаркованных автомобилей жильцов.
Согласно п. 4.3.1. Контракта в течение 10 (десяти) дней с момента получения письменного запроса Подрядчика передать имеющиеся у него документы, необходимые Подрядчику для выполнения работ по Контракту.
Заказчик не предоставил доказательства, подтверждающие передачу требуемой документации Подрядчику.
В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение подрядчика или его намеренное уклонение от исполнения заключенного Контракта.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ТРИУМФ" представленную Заказчиком - МКУ "Управление организации строительства" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 91-К от 25.07.2022. на устройство гостевой стоянки за домом N38 в микрорайоне 1., цена контракта - 1 493 451, 42 рублей, (извещение N 0190300001922000270), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 октября 2022 г. N 089/06/104-865/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022