Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "ГАРАНТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по модернизации автоматизированной системы ФХД (извещение N 0348100073422000107 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 16.09.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 976 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 29.09.2022;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлена информация о гарантии качества товара, работы, услуги.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе закупок установлены требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в Приложении N 1 к Контракту "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" установлено в том числе следующее:
"7.3. Требования к предоставлению гарантии качества
Срок гарантии качества работ составляет 12 (двенадцать) месяцев со дня подписания заключительного Акта сдачи-приемки выполненных работ, Технического акта (с описанием выполненных работ). Исполнитель на срок предоставления гарантии качества должен предоставить гарантийные обязательства в следующем объеме:
Предоставление "горячей линии" по телефону, электронной почте и факсу по рабочим дням с 10 до 18 часов.
Устранение выявленных недостатков, в случае невозможности их устранения специалистами Заказчика, на территории Заказчика.
Гарантия качества не должна распространяться на случаи повреждения системы вследствие действий третьих лиц или нарушения условий нормальной эксплуатации системы".
В разделе 9 "Гарантийные обязательства Исполнителя" проекта контракта установлено, в том числе следующее: "Исполнитель устанавливает гарантийный срок на выполненные Работы - 12 (двенадцать) месяцев от даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ, Технического акта".
Вместе с тем, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
"Требуется гарантия качества товара, работы, услуги - Нет".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, установление Заказчиком требования к гарантии качества работ подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
В критериях оценки заявок по детализирующему показателю "перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки" показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"При оценке по детализирующему показателю оценки: "Общее количество специалистов требуемой квалификации":
Устанавливается перечень специалистов, их квалификация, оцениваемые по детализирующему показателю оценки, и необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки: специалисты со следующими сертификатами: Сертификат "1С: Специалист-консультант. БГУ 8", Сертификат "1С: Специалист. Зарплата и кадры государственного (бюджетного) учреждения 8", Преподаватель ЦСО. Курс "1С: Предприятие 8", Сертификат "1С: ИТС Специалист по сопровождению", Сертификат "1С: Профессионал по технологическим вопросам", Сертификат "1С: Профессионал. Платформа 1С: Предприятие 8.3", Сертификат "1С: Специалист. Платформа 1С: Предприятие 8", Сертификат "1С: Руководитель проекта"; Сертификат "1С: Специалист-консультант по внедрению подсистем управленческого учета в 1С: ERP 2"; Сертификат "1С: Специалист-консультант по внедрению подсистем "Управление производством и организация ремонтов" в 1С: ERP 2"; Сертификат "1С: Специалист-консультант по внедрению подсистемы "Бюджетирование" в 1С: ERP 2"; Сертификат "1С: Специалист-консультант по внедрению подсистем регламентированного учета в 1С:ERP 2".;
Устанавливается перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов, их квалификацию, предусмотренные вышеуказанным перечнем:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов".
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, о неправомерности установленного порядка оценки по детализирующему показателю "перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые оказания услуг, являющихся объектом закупки" поскольку не установлено минимальное и максимальное значение по каждой специальности, в связи с чем установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Критериях оценки заявок по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" в рамках критерия "Характеристики объекта закупки (Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки)" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Оценка заявок по критерию оценки производится по шкале оценки на основании информации, указанной в заявке на участие в закупке "Предложения о качестве работ", содержащее в соответствии с требованиями Описания объекта закупки подробную информацию о необходимых мероприятиях, которые требуется выполнить на каждом этапе работ с указанием трудозатрат в человеко-часах на их выполнение.
Заявка позволяет сделать заключение о возможности её успешного выполнения, если список предложенных мероприятий охватывает все работы, приведённые в Описании объекта закупки, при этом для каждого мероприятия приведено его краткое описание с указанием плановых результатов и трудозатрат в человеко-часах на его выполнение. Такой заявке по шкале оценок присваивается 100 баллов.
Заявке, не содержащей документ "Предложения о качестве работ", или не позволяющей сделать заключение о возможности её успешного выполнения присваивается по шкале оценок 0 баллов".
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности установления порядка оценки по критерию оценки "Характеристики объекта закупки (Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки)", поскольку Заказчиком не установлен исчерпывающий перечень сведений, который будет оцениваться Конкурсной комиссией, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "ГАРАНТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 05.10.2022 N 050/06/105-36540/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 октября 2022 г. N 050/06/105-36540/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022