Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - Заказчик), Муниципальное казённое учреждение "Красногорский центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов благоустройства на территории городского округа Красногорск (извещение N 0848300047222001270 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части установления извещения о проведении Конкурса в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 15.09.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 19 835 966,33 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 03.10.2022.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом "а" части 3 постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции, в том числе 9 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно позиции 9 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, предъявляется требование о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов благоустройства на территории городского округа Красногорск.
На заседании Комиссии, Представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - "Закон о контрактной систем") Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пункт 9 раздела II Приложения к Постановлению N 2571 предусматривает наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Согласно извещению о проведении закупки N 0848300047222001270 начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 835 966,33 рублей.
Таким образом, требования, установленные пунктом 2.1 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не устанавливаются.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является "Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов благоустройства на территории городского округа Красногорск".
Согласно Правилам благоустройства территории городского округа Красногорск Московской области, утвержденных решением совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 24 сентября 2020 года N 411/34:
текущий ремонт объекта благоустройства, элемента благоустройства - работы по предупреждению преждевременного износа объекта благоустройства, элемента благоустройства путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей, в том числе проведение ямочного ремонта;
содержание объекта благоустройства, элемента благоустройства - обеспечение чистоты, поддержание в надлежащем техническом, физическом, санитарном и эстетическом состоянии объектов благоустройства, элементов благоустройства.
Необходимо отметить, что содержание указанных выше определений аналогично, указанным в статье 4 Закона Московской Области "О благоустройстве в Московской Области".
Также в статье 4 Закона Московской Области "О благоустройстве в Московской Области" дается определение понятия "благоустройство" - это комплекс мероприятий по созданию и развитию, в том числе по проектированию, объектов благоустройства, направленный на обеспечение и повышение комфортности и безопасности условий жизнедеятельности граждан, улучшение состояния и эстетического восприятия территории Московской области.
Согласно упомянутых выше Правил благоустройства территории городского округа Красногорск Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 24 сентября 2020 года N 411/34:
развитие объекта благоустройства, элемента благоустройства - осуществление работ, направленных на создание новых элементов благоустройства на объекте благоустройства или повышение качественного состояния существующих объектов благоустройства, элементов благоустройства.
Таким образом содержание, обслуживание и ремонт - это последующие работы, выполняемые после осуществления самого благоустройства. Содержание, обслуживание и ремонт направлены на поддержание исправного состояния уже созданных элементов благоустройства.
В свою очередь, пункт 9 раздела II Приложения к Постановлению N 2571 подлежит применению при выполнении работ по созданию и развитию объекта благоустройства, а не по его последующему техническому обслуживанию.
Согласно пункту 8 Технического задания к проекту Контракту работы объекта закупки включают в себя контроль и техническое обслуживание оборудования, а именно: функциональный осмотр: детальная ежедневная проверка объектов
благоустройства с целью оценки рабочего состояния, степени изношенности оборудования;
- регулярный визуальный осмотр - проверка оборудования, позволяющая обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями;
- проверка оборудования, выполняемая с периодичностью 1 (один) раз в двенадцать месяцев, с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности.
Сметной документацией к Контракту также предусмотрен состав работ для поддержания технического состояния оборудования и его ремонта.
Таким образом, состав работ, предусмотренный Техническим заданием, а также сметной документацией, соответствует содержанию понятий о техническом обслуживании и ремонте объектов благоустройства.
В результате вышеуказанных работ создание и развитие элементов благоустройства (п. 9 раздела II Приложения к Постановлению N 2571) не осуществляется.
Таким образом, Заказчиком дополнительные требования к участникам закупки не предъявлялись, в связи с тем, что работы, являющиеся объектом закупки не указаны в соответствующем приложении к Постановлению N 2571, что не влечет за собой обязанности по предъявлению дополнительных требований к участнику закупки о наличии опыта по благоустройству территории".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 9 Постановления N 2571 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения
2. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Предмет договора, принимаемого к оценке, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является: содержание и/или ремонт и/или техническое обслуживание объектов благоустройства".
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов благоустройства на территории городского округа Красногорск.
Заказчиком, в извещении о проведении Конкурса установлен код ОКПД2 - 43.21.10.110 - "Работы по монтажу основных сетей электроосвещения и электроснабжения или электроарматуры, требующие специальной квалификации, в зданиях, сооружениях и на прочих строительных объектах".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки необоснованно ограничивает количество участников закупки, так как исключает возможность предоставить контракты, договора сопоставимые с предметом закупки, что противоречит Положению и требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в порядке оценки заявок Заказчиком не раскрыто понятие "объектов благоустройства".
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выдано ранее по делу от 07.10.2022 N 050/06/105-36984/2022.
4. Материалы дела от 07.10.2022 N 050/06/105-36977/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 октября 2022 г. N 050/06/105-36977/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2022