Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Юридическая компания "ГАРАНТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Управления образования Администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр проведения торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку ноутбуков в рамках субсидии на оснащение общеобразовательных организаций в Московской области мультимедийным и компьютерным оборудованием, в том числе средствами видеонаблюдения для проведения дистанционных занятий в 2022 году (извещение N 0848300037422000535 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установивших положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 5 793 532,94 рублей;
2) дата окончания подачи заявок - 04.10.2022;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) по результатам подведения итогов заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком извещении о проведении Аукциона неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подпунктом "а" пункта 2(1) Постановления N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств в части поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).
В соответствии с Извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка ноутбуков в рамках субсидии на оснащение общеобразовательных организаций в Московской области мультимедийным и компьютерным оборудованием, в том числе средствами видеонаблюдения для проведения дистанционных занятий в 2022 году.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Приложении N 2 к спецификации установлены требования к техническим характеристикам для товара "Ноутбук КТРУ: 26.20.11.110-00000165", в том числе: "Предустановленная операционная система [Да]".
Представителем Заказчика на заседании Комиссии представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно Спецификации (Описанию объекта закупки) Заказчику к поставке требуется товар: Ноутбук, КТРУ: 26.20.11.110-00000165, для описания которого применены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные требования к товару, в т.ч.:
Наименование характеристики (показателя) |
Требуемое значение характеристики (показателя), установленное заказчиком |
Предустановленная операционная система |
[Да] |
Обращаем внимания, что Заказчик вправе устанавливать требования к предустановленной операционной системе, в соответствии с КТРУ.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают, в том числе поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Постановление допускает 2 исключения из приведенного общего правила, при которых закупка иностранного программного обеспечения допускается:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, который ведется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Заказчик обращает внимание, что при применении ограничений или запретов руководствовался как кодом закупаемого товара по ОКПД2, так и наименованием вида товара (Письмо ФАС России от 29.03.2019 N 17/25505/19). В объект закупки входит ноутбуки с программным обеспечением. Запрет по Постановлению N1236 распространяется на иностранное программное обеспечение (ПО) в любом виде: на съемном носителе или в вебверсии.
На основании ст. 33 44-ФЗ в составе документации к извещению N 0848300037422000535 присутствует Приложение N5 "СПЕЦИФИКАЦИЯ (ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ)" с требованием соответствия поставляемых товаров Методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации от 10 ноября 2021 г. N ТВ-1983/04 по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - Методические рекомендации Минпросвещения России), опубликованные по адресу Интернет: https://docs.edu.gov.ru/document/df1cbd4bae6cf7ce171bfcfeb5c0ff35/ (далее - Методические указания).
На основании Приложения N2 Методических указаний по позиции "ноутбук" прописано требование "Установленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных; Установленный пакет офисного программного обеспечения, совместимого с установленной операционной системой, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Таким образом, в случае осуществления закупок, предметом которых является поставка компьютерного оборудования, запрет, установленный Постановлением N 1236 применяется в случае если программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 24-03-06/35429 "О рассмотрении обращения".
Дополнительно Заказчик обращает внимание, что все 3 участника закупки N 0848300037422000535 предоставили выписки из реестров согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Участник с присвоенным оператором номером заявки 3 был отклонен по п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ - непредставление (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, а именно отсутствуют характеристики предлагаемого участником закупки товара".
Таким образом, учитывая, что в Техническом задании установлено требование к программному обеспечению, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о неправомерности действия Заказчика.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юридическая компания "ГАРАНТ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10 октября 2022 г. N 050/06/105-37212/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022