Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии: ; членов Комиссии: , рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате проведения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверки в отношении жалобы общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - ООО "Контракт", Общество, Заявитель) на действия Заказчика - Муниципальное предприятие Заполярного района "СЕВЕРЖИЛКОМСЕРВИС" (далее - МП ЗР "Севержилкомсервис", Заказчик) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: "Выполнение работ по реконструкции объекта "Нежилое здание (гараж) с. Несь" (строительство пристройки)" (Извещение N 0584300000322000020):
1) Извещение о проведении электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) - 21.09.2022;
2) Наименование объекта закупки: "Выполнение работ по реконструкции объекта "Нежилое здание (гараж) с. Несь" (строительство пристройки)";
3) Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) - 6 296 210,00 руб.;
4) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5) Дата и время окончания подачи заявок - не позднее 09 часов 00 минут 03 октября 2022 года;
6) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 03 октября 2022 года;
7) Дата подведения итогов определения подрядчика - 04 октября 2022 года;
в отсутствие Заявителя, в присутствии представителя Заказчика по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя посредством ЕИС (вх. N 2458).
Как следует из жалобы, Заявитель, не являющийся участником закупки, оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заказчиком представлены запрошенные документы и письменные пояснения (возражения) по существу жалобы.
Представитель Заказчика считает жалобу необоснованной и пояснил, что нарушения связаны с технической ошибкой.
Комиссией Ненецкого УФАС России установлено, что извещение о проведении электронного аукциона и другие документы, предусмотренные Законом о контрактной системе по закупке N 0584300000322000020, размещены ЕИС и находятся в открытом доступе. На момент рассмотрения материалов дела, рассмотрения заявок Заказчиком не осуществлялось, протокол по результатам рассмотрения заявок не составлялся.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, и сопоставив их с фактическими обстоятельствами и представленными документами, в том числе размещенных в ЕИС, оценив их в совокупной правовой взаимосвязи, Комиссия Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно доводу заявителя, заказчик обязан был установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Пунктом 25 Извещения о проведении электронного аукциона установлены требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу заявителя Заказчиком не установлено конкретное требование, предусмотренное п.1 ч.1 ст. 31, а установлено требование о предоставлении подтверждающих документов, непредоставление которых приведет к отклонению заявки.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1.13 раздела III Извещения о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ" и инструкция по ее заполнению" установлено предоставление в составе заявки участника документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках:
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках - установлено. |
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках - требуются. |
В свою очередь, конкретные требования, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлены, что может ввести участников закупки в заблуждение относительно предоставления документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям.
Данные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Из довода заявителя следует, что Заказчиком не установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1.13. Раздела III. Извещения о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" установлено предоставление в составе заявки участника закупки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона закупках, если иное не предусмотрено Законом о закупках:
Требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о закупках - не установлены. |
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о закупках - не требуются. |
Требования в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ - не установлено.
|
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 2.1 статьи 31 N 44-ФЗ - не требуются. |
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Объектом закупки данного аукциона является реконструкция объекта капитального строительства "Нежилое здание (гараж) с. Несь" (строительство пристройки).
Сумма начальной (максимальной) цены контракта в данном аукционе составляет 6 296 210,00 руб.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 3 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Установлено, что на данные работы распространяются требования позиции 7 Постановления N 2571 "7. Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта ".
Позицией 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что в случае осуществления Закупки по реконструкции объекта капитального строительства, Заказчик устанавливает следующие дополнительные требования:
- наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта).
- цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно части 5 статьи 31 Закон о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Принимая во внимание объект рассматриваемой закупки, начальную (максимальную) цену контракта, следует вывод об обязанности заказчика установить к участникам закупки дополнительные требования в соответствии с позицией 7 Постановления N 2571.
При этом, в нарушение части 4, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, данные требования не были установлены заказчиком в извещении о проведении закупки.
4. Согласно доводу заявителя, Заказчиком установлено незаконное требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта.
Пунктом 2.5. Раздела III. Извещения о проведении электронного аукциона 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" установлено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать в составе заявки предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о закупках).
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика установлены статьей 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из совокупности положений статей 43, 49 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Таким образом, из вышеизложенного следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта является незаконным и нарушающим положения пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ, что свидетельствует об обоснованности довода Заявителя.
5. Из довода заявителя следует, что Заказчиком неправомерно не установлено требование к декларированию участниками принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациям, тем самым оставляя возможность допуска участников, не предоставивших такую декларацию, и незаконно увеличивая конкуренцию добросовестным участникам.
Согласно Извещению электронный аукцион на выполнение работ по реконструкции объекта "Нежилое здание (гараж) с .Несь" (строительство пристройки) проводился для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций).
Пунктами 26, 27 Информационной карты электронного аукциона установлено:
26 |
Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии с Федеральным законом (согласно п. 13 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). |
Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии со статьей 30 Закона, соответствующие требованиям, установленным извещением и документацией, что подтверждается декларацией о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. |
27 |
Информация о преимуществах участия в определении, подрядчика в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. |
Не установлены. |
В соответствии с пунктом 1.11. Раздела III. Извещения о проведении электронного аукциона" "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" в составе заявки участника закупки декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о закупках не требуется.
Согласно подпункту "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в частности, декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Как отмечалось выше, при проведении рассматриваемой закупки не установлены преимущества в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Между тем, в пункте 26 Информационной карты электронного аукциона заказчиком указано, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии со статьей 30 Закона, соответствующие требованиям, установленным извещением и документацией, что подтверждается декларацией о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, вышеуказанное разночтение может ввести участников закупки в заблуждение относительно предоставления документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям, а в действиях заказчика содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к составу заявок участников закупки.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" на действия Заказчика - МП ЗР "СЕВЕРЖИЛКОМСЕРВИС" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки - Выполнение работ по реконструкции объекта "Нежилое здание (гараж) с. Несь" (строительство пристройки) (Извещение N 0584300000322000020) признать частично обоснованной.
2. Признать заказчика - МП ЗР "СЕВЕРЖИЛКОМСЕРВИС" нарушившим требования части 4, части 5 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 12 части 1 статьи 42, части 1 статьи 49, пункта 3 части 2 статьи 42 ФЗ 3 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 083/06/106-33/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 6 октября 2022 г. N 083/06/106-33/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022