Резолютивная часть решения объявлена 05.10.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10.10.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_". - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - ГКУ РТ "Госстройзаказ", государственный заказчик):
- "_", действующая на основании доверенности от 18.05.2022 года;
- "_" действующая на основании доверенности от 07.06.2022 года,
от индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_");
- "_" по паспорту;
- "_" действующий на основании доверенности от 05.09.2022 года N 1,
- "_" действующая на основании доверенности от 05.09.2022 года N 1;
рассмотрев обращение (вх. N 3793 от 29.09.2022 года) ГКУ РТ "Госстройзаказ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "_" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Буренская, д. 73, кв. 2, ИНН: 170102448303, ОГРНИП: 304170122300114, дата присвоения ОГРНИП 10.08.2004), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 35-21 от 26.02.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821000103 "Приобретение (путем строительства) 18 жилых благоустроенных помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в п. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 29.10.2022 года N 238 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000821000103.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представители заказчика поддержали доводы, изложенные в обращении в полном объеме, а также пояснили, что контракт является смешанным договором, который содержит элементы договора купли-продажи объекта недвижимости и договора строительного подряда. Основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта N 35-21 от 26.02.2021 года явилось ненадлежащие исполнение ИП "_" условий государственного контракта в части качества и сроков выполняемых работ, установленных по результатам проверки государственного заказчика, а также прокуратуры Республики Тыва.
Согласно письменным (вх. N 3861, 3865 от 04.10.2022 года) и устным пояснениям представителей ИП "_" следует, что дополнительным соглашением от 17.12.2021 года N 1 к государственному контракту N 35-21 от 26.02.2021 года срок исполнения обязательств определен сторонами до 30.10.2022 года, при этом заказчиком долгое время не представлялась проектно-сметная документация, ИП "_" самостоятельно обратился в ООО "Модуль" в г. Красноярск, чтобы получить проектную документацию. Также заказчиком необоснованно не принимались к оплате справки форм КС-2, КС-3, в ответ только были не мотивированные отказы и замечания на выполненные работы, все замечания подрядчиком сразу устранялись, чтобы ускорить процесс работы. О ходе проверок и с актами осмотра объекта капитального строительства ИП "_" не уведомлялся, решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта принято до окончания срока его исполнения.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-81/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.01.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000821000103 "Приобретение (путем строительства) 18 жилых благоустроенных помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в п. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта: 42 696 445,00 рублей.
Согласно документации электронного аукциона и извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000821000103 заказчиком является ГКУ РТ "Госстройзаказ".
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0112200000821000103 от 10.02.2021 года до окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
109106187 |
42 482 962,770 руб. |
10.02.2021 06:22:20 (по московскому времени) |
понижение |
109108332 |
42 696 444,99 руб. |
10.02.2021 06:22:39 (по московскому времени) |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0112200000821000103 от 10.02.2021 года все заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системы и аукционной документации, победителем признан участник закупки N 109106187 (ИП "_").
26.02.2021 года между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и ИП "_" заключен государственный контракт N 35-21 "Приобретение (путем строительства) 18 жилых благоустроенных помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в п. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 7.3 государственного контракта N 35-21 от 26.02.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 35-21 от 26.02.2021 года принято 15.09.2022 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 15.09.2022 года, о чем ИП "_" извещен 15.09.2022 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 27.09.2022 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения заказчика от 15.09.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 35-21 от 26.02.2021 года в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 35-21 от 26.02.2021 года является не выполнение подрядчиком в полном объеме своих обязательств по заключенному государственному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта N 35-21 от 26.02.2021 года Продавец обязуется передать в государственную собственность жилые помещения экономического класса - квартиры общей площадью не менее 780,0 квадратных метров в количестве 18 единиц, расположенных в границах территории "с. Хову-аксы Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва" (далее по тексту - "Квартира"), а Покупатель обязуется принять Квартиры и оплатить обусловленную контрактом цену.
Пунктом 1.7 государственного контракта N 35-21 от 26.02.2021 года предусмотрено, что: "Продавец обязан передать Квартиры Покупателю в срок до "30" декабря 2021 года)".
Дополнительным соглашением N 1 от 17.12.2021 года Стороны пришли к соглашению увеличить срок выполнения работ по государственному контракту до 30.10.2022 года, с условием что, "Продавец" предоставит банковскую гарантию со сроком до 30.11.2022 года.
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов со стороны ИП "_" предпринимались меры по надлежащему исполнению условий контракта в период всего срока исполнения контракта.
Так, ИП "_" представил в материалы дела фотографии по выполненным работам на объекте, сопроводительные письма с приложением справок форм КС-2, КС-3 с входящими штампами государственного заказчика, договор купли-продажи квартиры, письма от 12.08.2021 года, 02.06.2022 года и 20.06.2022 года адресованные заказчику о предоставлении проектно-сметной документации, накладные на передачу рабочей документации адресованные ООО "Модуль" N 2 от 21.06.2022 года, N 5 от 11.07.2022 года, акт осмотра о ходе проверки заказчиком хода и качества работы, выполняемой подрядчиком, соблюдением им сроков их выполнения от 13.09.2022 года, акт проверки N 298/337/4-сн при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 21.09.2022 года, письма заказчика об отказе в принятии справки форм КС-2, КС-3 и подписании объемов выполненных работ, платежное поручение N 315910 от 01.07.2022 года на сумму 1 030 527,00 рублей, письмо заказчику об исполнении Контракта от 09.09.2022 года, заявление заказчику о согласовании замены части работ, письмо ООО "Модуль" о невозможности проведения проверки объекта капитального строительства, копия подтверждения от 22.09.2022 года N 857 соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от его исполнения, ИП "_" не терял интереса к его исполнению, принимал меры по его исполнению, в том числе по устранению замечаний выявленных в ходе проверок.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения подрядчиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ИП "_" осуществлял свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в отношении индивидуального предпринимателя "_" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Буренская, д. 73, кв. 2, ИНН: 170102448303, ОГРНИП: 304170122300114, дата присвоения ОГРНИП 10.08.2004), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 35-21 от 26.02.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821000103 "Приобретение (путем строительства) 18 жилых благоустроенных помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в п. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 10 октября 2022 г. N 017/06/104-81/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2022