Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" (далее - Заказчик) - Мурадов С.А. (по доверенности),
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Горобец Е.В. (по доверенности),
- ООО "Экзомед" (далее - Заявитель) - Баранова Ю.Б. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки "Поставка медицинского оборудования "Роботизированный тренажёр с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации" (извещение N0175200000422000480) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе и неверно выбравшего способ определения поставщика.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
По мнению Заявителя: "Наименование объекта закупки содержит в себе требование о том, что Заказчику требуется экзоскелет со встроенной системой электростимуляции. Однако описание объекта закупки составлено с учетом указания технических характеристик на уникальный, не имеющий аналогов экзоскелет, который не имеет в своем составе ни модуля, ни функции со встроенной синхронизированной электростимуляции".
Согласно возражениям Заказчика:
"Заказчик при составлении описания объекта закупки не использовал требований, условных обозначений и терминологии, предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Для указанного вида товара отсутствуют установленные законодательством РФ стандарты и технические регламенты, следовательно, обосновывать, включение характеристик отличающиеся от стандартов и регламентов, в Техническое задание, Заказчик не обязан.
Довод о том, что под описание объекта закупки попадает, только уникальный товар одного производителя, указанного Заявителем, так же является несостоятельным, т.к. зарегистрированный в установленном порядке, на территории РФ, экзоскелет "Remotion", так же не имеет функции встроенной, синхронизированной электростимуляции. (Пример Описания объекта закупки "Remotion" ИКЗ222344405102734440100100520013230244)
Строгий порядок формирования наименования объекта закупки установлен только Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В указанный каталог закупаемый товар не включен и не имеет соответствующего кодового обозначения.
Б) Законом о контрактной системе не установлено, что наименование самой закупки должно полностью отражать описание объекта закупки. Наименование объекта закупки - не включено в состав описания объекта закупки в соответствии с ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, и не может содержать требований к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объектам закупки.
В) Согласно и наименованию, и описанию закупки, предлагается к поставке реабилитационное оборудование типа "Экзоселет", соответствующее коду вида номенклатурной классификации медицинских изделий 207630. Его технические и функциональные характеристики, отраженные в Техническом задании Аукционной документации, соответствуют закупаемому виду медицинского изделия. Описание объекта закупки составлено полностью в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Г) Заявитель не верно трактует нормы ст. 7 закона о контрактной системе. Отсутствие в описании характеристики, которая указана в наименовании объекта закупки не может являться нарушением открытости и доступности информации, поскольку принцип данной нормы обеспечивается следующим:
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок - Информация о закупке Заказчиком предоставлена неограниченному кругу лиц, безвозмездно и находится в открытом доступе.
2. Открытость и прозрачность информации, указанной, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе - Заказчик разместил извещение на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной - Заказчик полностью описал объект закупки, в том числе его потребительские свойства в соответствии со своими потребностями и нормами Закона о контрактной системе. Так же дав ответ Заявителю на запрос разъяснений, что описание объекта содержит исчерпывающие характеристики и функционал оборудования, предлагаемого к поставке. Тем самым указав, что любое лицо, соответствующее требованиям аукционной документации, может принять участие в закупке.
Г) Извещение так же соответствует требованиям ст. 42 Закона о контрактной системе, в котором отражена вся предусмотренная действующим законодательством, необходимая и достаточная информация для участия в электронном аукционе.
К тому же Заказчик считает, что довод, об несоответствии наименования и описания объекта закупки, на который ссылается Заявитель, не может являться препятствием для участия в электронном аукционе, как самого Заявителя, так и других участников закупки. В том числе, в соответствии с тем, что требованиями ст. 43 закона о контрактной системе, а так же Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке, опубликованных Заказчиком в системе ЕИС, такой критерий наименование объекта закупки не включается в состав заявки и не подлежит оценке на соответствие требованиям Аукционной документации.
Таким образом Заказчиком, довод Заявителя доказательств о нарушении требований ст. 7 Закона о контрактной системе, препятствующий ему для участия в закупке Заказчик считает не обоснованным".
Согласно описанию объекта закупки (Техническое задание) Заказчику необходим роботизированный тренажёр с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации со следующими характеристиками товара, требующие предоставления конкретных показателей:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Ед. изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
Значение, предлагаемое участником закупки |
Указание на товарный знак (при наличии) |
Наименование страны происхождения товара |
1 |
Роботизированный тренажёр с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации |
Размер обуви пациента |
|
Не уже 36_45 |
|
|
|
Максимальная масса экзоскелета |
кг |
Не более 32 |
|
||||
Максимальная допустимая нагрузка |
кг |
Не менее 110 |
|
||||
Возможность прохода в дверные проёмы шириной |
м |
Не более 0,8 |
|
||||
Минимальное время автономной непрерывной работы при стандартной нагрузке |
ч |
Не менее 8 |
|
||||
Максимальная высота преодолеваемой ступени |
см |
Не менее 22 |
|
||||
Ограничения в коленном сочленении в диапазоне |
градус |
Не уже 0_+110 |
|
||||
Диапазон допустимых углов перемещения стопы (относительно коленного, 0° - перпендикулярно к голени) |
градус |
Не уже -15_+15 |
|
||||
Количество приводов коленных и тазобедренных суставов |
шт. |
Не менее 4 |
|
||||
Диапазон роста пациента |
см |
Не уже 150 _ 190 |
|
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности.
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно извещению N0175200000422000480 необходимо поставить медицинское оборудование "Роботизированный тренажёр с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации".
Согласно описанию объекта закупки (техническому заданию) Заказчиком не установлены параметры (показатели) для встроенной синхронизированной электростимуляции.
В свою очередь, на заседании комиссии Крымского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что закупаемое медицинское оборудование не обязательно должно иметь в своем составе функцию электростимуляции, о чем свидетельствует техническое задание в Извещении. Наименование объекта закупки было определено Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N788н "Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации взрослых". Согласно и наименованию, и описанию закупки, предлагается к поставке реабилитационное оборудование типа "Экзоселет", соответствующее коду вида номенклатурной классификации медицинских изделий 207630. Его технические и функциональные характеристики, отраженные в Техническом задании, соответствуют закупаемому виду медицинского изделия. Описание объекта закупки составлено полностью в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя относительно описания объекта закупки с нарушением требований законодательства, повлекшее ограничение количества участников закупки, не обоснован, поскольку не доказан Заявителем.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 17 октября 2022 г. N 082/06/106-1065/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022