Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика ФКУ "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" о включении ООО "МДС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения конкурса в электронной форме N 0860400000321000014 Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов на участке км 574+800 - км 583+000, Саратовская область" (далее - Информация).
УСТАНОВИЛА:
12.10.2022 ФКУ "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
(далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "МДС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения конкурса в электронной форме N 0860400000321000014 Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов на участке км 574+800 - км 583+000, Саратовская область" (далее - Конкурс).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
18.02.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком Конкурса является ФКУ "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 443 766 539,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 18.03.2021 NППИ1 ООО "МДС" (далее-Общество, Подрядчик) признано победителем Аукциона.
31.03.2021 ФКУ "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" и
ООО "МДС" заключили контракт N 7к/1-21 на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас Саранск - Исса - Пенза - Саратов на участке км 574+800 - км 583+000, Саратовская область" (далее -Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта в целях реализации программы дорожных работ Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас Саранск - Исса - Пенза - Саратов на участке км 574+800 - км 583+000, Саратовская область" (далее - Объект) в соответствии с проектной документацией (далее -
Проект), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их
в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 1.3 Контракта Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы и сдать в установленном порядке Объект в сроки, установленные п. 5.1. Контракта.
Согласно п.1.4 Контракта обязательства по настоящему контракту должны быть обеспечены за счет средств Подрядчика в соответствии с документацией об электронном аукционе.
В соответствии с п. 5.1 Контракта календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к Контракту). Начало выполнения работ: с 01 мая 2021 года; Окончание работ: 31 июля 2022 года.
Согласно п. 5.4 Контракта в случае если Подрядчик нарушает начальные и (или) промежуточные сроки выполнения работ по Объекту, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта.
По состоянию на 28.09.2022 года Подрядчиком не выполнены работы на сумму l56 577 839,35 рублей.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.18.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ в случае нарушения Подрядчиком своих обязательств по Контракту (нарушения и их количество, позволяющие Заказчику произвести отказ от исполнения обязательств, указаны в п. 18.2. Контракта).
Согласно п.18.2 Контракта Заказчик имеет право расторгнуть контракт по своей инициативе в случаях:
- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 5 календарных дней (по Календарному графику производства подрядных работ);
- при нарушении Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 3 календарных дня;
- задержки устранения замечаний, сроков предоставления рабочейдокументации, проектов производства работ, установленных п. 6.2., 6.2.1., 6.3. Контракта соответственно, более чем на 5 календарных дней;
- задержки сроков предоставления на согласование составовасфальтобетонных смесей в соответствии с п. 8.12.1. Контракта более чем на 5
календарных дней;
- при двукратном и более срыве срока устранения предписаний и (или) замечаний Заказчика более чем на 3 календарных дня;
- при двукратном и более случае не вызова на объект Заказчика дляосвидетельствования скрытых и ответственных работ;
- при двукратном и более случае нарушений Подрядчиком обязательств,предусмотренных разделом 8 настоящего Контракта;
- при двукратном и более случае необеспечения требуемого качества работ;
При этом соответствующими документами являются: два и более предписания Заказчика и/или представителей Заказчика и/или инженерной организации (организации, осуществляющей строительный контроль, авторский надзор), данные в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом; или предписание контрольно-надзорных органов; служебная записка лица, представляющего интересы по Контракту.
- при непредставлении Подрядчиком Заказчику надлежащего обеспеченияисполнения Контракта и (или) обеспечения гарантийных обязательств (в виде банковской гарантии или внесения денежных средств на счёт Заказчика), в случае если Заказчику стало известно о письменных заявлениях об оспаривании с чьей бы то ни было стороны обеспечения исполнения Контракта, представленного на момент его заключения, и (или) обеспечения гарантийных обязательств, в течение одного месяца с даты представления Заказчиком требования предоставления обеспечения исполнения Контракта и (или) обеспечения гарантийных обязательств.
При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения настоящего Контракта, без возмещения убытков.
Подрядчиком в срок до 28.09.2022 контракт не был исполнен, в связи с чем Заказчиком 28.09.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.09.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 29.09.2022.
На дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе Подрядчиком
не исполнены обязательства в соответствии с Контрактом.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 11.10.2022.
Согласно пояснениям Общества, по состоянию на 17.10.2022 Заказчиком были приняты и оплачены работы на общую сумму 280 095 744,25 руб., что подтверждается информацией и отчетными документами (Актами о приемке выполненных работ и платежными поручениями об оплате), размещенными в единой информационной системе.
Проведение спецоперации начиная с 24.02.2022 и по настоящее время, повлекло за собой нестандартное ценообразование на любую продукцию, в том числе на строительные материалы и оборудование, необходимые Подрядчику для выполнения работ по контракту (к которым можно отнести щебень, асфальтобетонные смеси, песок, битум, ж/б изделия, металлопродукция и т.д.). Использование для выполнения работ строительной техники иностранного производства также предполагает под собой необходимость обслуживания и ремонта указанной техники, что в условиях дефицита и резко возросших цен на запчасти, накладывает на Подрядчика дополнительные расходы, несение которых не предполагалось при заключении настоящего Контракта.
Существенный рост стоимости необходимых Подрядчику строительных ресурсов, требует корректировки цены Контракта в сторону увеличения, поскольку заключение Контракта состоялось 31.03.2021 (то есть на основании цен, актуальных в первом квартале 2021 года), с учетом прогнозируемой инфляции.
04.03.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо (исх. N887) с просьбой о принятии срочных мер по изменению в сторону увеличения цен на строительные материалы, применяемые для выполнения работ по Контракту. Заказчик на данное письмо не ответил.
17.03.2022 Подрядчик уведомил Заказчика о приостановке работ на основании соответствующего письма (Исх. N17/03).
30.03.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика был направлен проект Дополнительного соглашения об изменении (продлении) срока исполнения Контракта, а также Календарный график производства работ в новой редакции (Исх. N30).
04.04.2022 Заказчиком было сообщено об отсутствии оснований для изменения цены Контракта по причине отсутствия документов, подтверждающих рост цен на строительные материалы (Исх. N753).
05.04.2022 Заказчиком было сообщено о необходимости предоставления документов, обосновывающих невозможность выполнения работ в установленные Контрактом сроки (Исх. N777).
25.04.2022 Подрядчиком было направлено предложение об изменении существенных условий контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих данное предложение с приложением проекта Дополнительного соглашения и Календарного графика производства работ (Исх. N10). Изменения касались следующих положений Контракта: увеличение цены Контракта до 501 909 428,26 руб.; увеличение срока окончания работ до 30.11.2022.
В обоснование своего предложения, связанного с возможностью дальнейшего выполнения работ и увеличения цены Контракта, Подрядчиком был подготовлен анализ цен на строительные материалы (в 2021 г. и 2022 г.), предоставлены коммерческие счета, прайс-листы, договоры поставки, платежные поручения, карточки счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в разрезе отдельных поставщиков и наименований ресурсов, а также копии УПД.
29.04.2022 со стороны Заказчика поступило письмо (Исх. N1069) о невозможности увеличения цены Контракта по причине того, что лимиты бюджетных обязательств доведены до Заказчика в объемах, предусмотренных действующими Контрактами.
23.05.2022 со стороны Подрядчика было направлено предложение о заключении соглашения о расторжении Контракта, с фиксацией задолженности за выполненные (но не оплаченные) работы в размере 10 923 810,00 руб. (Исх. N23/05). Ответ на указанное письмо от Заказчика не поступил.
07.07.2022 от Заказчика по электронной почте поступил проект соглашения о расторжении Контракта, в котором содержалось условие о том, что на момент расторжения Контракта общая сумма фактически выполненных Подрядчиком работ по настоящему Контракту составляет 250 718 315,05 руб., в том числе НДС 20%.
Условия указанного соглашения не были приемлемы для Подрядчика, поскольку объем фактически выполненных работ составлял 280 095 744,25 руб., и у Заказчика перед Подрядчиком имелась частичная задолженность по их оплате.
15.09.2022, после устранения всех замечаний, объем выполненных ООО "Мостдорстрой" работ на сумму 29 377 429,20 рублей был принят и оплачен Заказчиком полностью (на основании платежного поручения 22.09.2022).
Учитывая все вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что ООО "МДС" не имело намерений на уклонение от исполнения контракта.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "МДС" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "МДС" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную ФКУ "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" в отношении ООО "МДС", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 30 сентября 2022 г. N 64-283
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022