На основании пункта "б" части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 10.10.2022 N 119, инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
<...>,
проведя проверку действий БУВ "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Заказчик), Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона: "Поставка универсальных считывателей (сканеров) для считывания электронных чипов", номер извещения - 0102200001622003462,
у с т а н о в и л а:
В адрес Бурятского УФАС России поступило обращение ИП <...> (вх.N 5642 от 12.09.2022) о допущенных Заказчиком нарушениях при проведении электронного аукциона: "Поставка универсальных считывателей (сканеров) для считывания электронных чипов", номер извещения - 0102200001622003462 (далее - Аукцион). Заявитель указывает, что в описании объекта закупки установлены завышенные требования к расстоянию считывания (сканирования) электронных чипов, которые влекут ограничение количества участников закупки, поскольку под указанные параметры подходят сканеры, не заявленные к продаже на российском рынке. Заявителем в период проведения аукциона 04.08.2022 направлен запрос на разъяснение положений извещения. Заказчиком дан ответ 08.08.2022 в нарушение срока, установленного ч.5 ст. 42 Закона о контрактной системе. Аукцион признан не состоявшимся, поскольку участие в закупке принял один участник, что свидетельствует о возможном сговоре Заказчика с поставщиком.
Заказчиком, Уполномоченным органом на запрос Бурятского УФАС России представлены документы по Аукциону, в том числе заявка участника закупки, письменный отзыв на жалобу.
В результате рассмотрения обращения и осуществления внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России установила следующее:
01.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы размещено извещение о проведении. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 162 000.00 рублей.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, определенную указанной частью.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Технические характеристики Универсального считывателя (сканера) для считывания электронных чипов установлены в Описании объекта закупки Технические требования, так по позиции 5 указано - Расстояние считывания (сканирования), см - Подкожные микрочипы: не менее 20; Ушные электронные бирки: не менее 50.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, при формировании описания объекта закупки руководствовался производственной потребностью. Предусмотренные требования к расстоянию считывания (сканирования) подкожных микрочипов продиктованы сложившейся практикой Заказчика по идентификации сельскохозяйственных животных. Иные требования к расстоянию считывания (сканированию) подкожных микрочипов; ушных электронных бирок, (т.е. расстояние считывания меньше) чем установлено в описании объекта закупки "Техническом задании" усложнят производственный процесс идентификации сельскохозяйственных животных (не эргономичны), повысят риск производственного травматизма среди сотрудников Заказчика участвующих в процессе идентификации сельскохозяйственных животных, увеличат трудозатраты, негативно отразятся на сроках и качестве оказываемых государственных услуг по идентификации сельскохозяйственных животных, что приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств. При подготовке к осуществлению закупки был изучен функционирующий рынок товаров, требуемых к поставке, а также произведем расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта основанный на коммерческих предложениях предоставленных Заказчику. Организации, направившие коммерческие предложения могут, являются потенциальными участниками закупки. О наличии функционального рынка и конкуренции свидетельствуют предоставленные коммерческие предложения, совокупность требований предусмотренных в "Описание объекта закупки" соответствуют не менее чем двум товарам различных производителей, что в свою очередь даст возможность заинтересованным лицам предложить к поставке товар, соответствующий потребностям Заказчика. Закупаемый товар введен в гражданский оборот и свободно обращается на территории Российской Федерации. Представлены соответствующие коммерческие предложения.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложений от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что подтверждает факт свободной продажи товара двух производителей.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении конкуренции и ограничении числа участников закупки. довод Заявителя признается необоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок 10.08.2022 08:00.
Запрос на разъяснение N1484150 поступил на электронную площадку АО Сбербанк-АСТ 05.08.2022.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. То есть срок начала размещения в единой информационной системе разъяснений положений извещения об осуществлении закупки у Заказчика наступил 06.08.2022.
На основании статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Соответственно, срок окончания размещения в единой информационной системе разъяснений положений извещения об осуществлении закупки у Заказчика считается 23:59 08.08.2022.
Разъяснение положений извещения размещено в ЕИС - 08.08.2022 16:42.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении срока размещения разъяснения является необоснованным.
На участие в Аукционе подана одна заявка, которая признана соответствующими требованиям извещения о проведении закупки и положениям законодательства о контрактной системе (протокол N0102200001622003462 подведения итогов электронной аукциона от 11.08.2022).
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Решение аукционной комиссии принято в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
24.08.2022 между Заказчиком и ООО "Партнер-Агро СПб" заключен контракт на сумму 2 162 000,00 руб.
Нарушений в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении указанного Аукциона не установлено.
Руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Бурятского УФАС России
РЕШИЛА:
Нарушений требований законодательства о контрактной системе в действиях БУВ "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных", Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении электронного аукциона: "Поставка универсальных считывателей (сканеров) для считывания электронных чипов", номер извещения - 0102200001622003462) не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Руководитель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 18 октября 2022 г. N 003/06/99-819/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022