Резолютивная часть решения оглашена "13" октября 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" октября 2022 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
|
при участии посредством ВКС: представителя заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России <...> (паспорт, доверенность), представителя заявителя - ООО "Армтэкс" <...> (паспорт, доверенность),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу N040/06/42-891/2022 ООО "Армтэкс" по существу, установила:
07.10.2022 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Армтэкс" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0373100068222000042), предметом которого является поставка компьютерного оборудования и оргтехники.
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 30.09.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0373100068222000042, предметом которого является поставка компьютерного оборудования и оргтехники (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляет 4 319 640,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 10.10.2022 08:00.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России.
2. В соответствии с пунктами 1,3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в один лот объединены товары, которые одновременно включены и не включены в перечень промышленных товаров, утвержденных Постановлением Правительства N 616. Кроме того, Заказчиком, по мнению Заявителя нарушены Правила применения КТРУ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 указанной статьи в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства N 616 устанавливает запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
В пункте 12 Постановления N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.
Согласно пояснениям представителя заказчика при формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Приказом Минздрава России от 11.05.2022 N314 "Об утверждении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями", Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии N056-02-2022-635 от 19 июля 2022 года, Письмом Минздрава России N18-5/1226 от 24.05.2022 г.
Таким образом, Заказчик приобретает комплекс автоматизированных рабочих мест в количестве 36 штук с предустановленными сертификатами ФСТЭК и систем защиты, для обеспечения оперативного подключения рабочих мест и взаимодействия с предустановленной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой Заказчика, т.е. АРМ является единым комплексом взаимосвязанных компонентов (оборудования), обеспечивающих непрерывный рабочий процесс, которое позволяет экономить бюджетные средства, поскольку поставщик гарантирует работоспособность (функционирование) всего АРМ, работающего в комплексе, АРМ закупается как единый сконфигурированный (настроенный, готовый для работы) товар.
В связи с тем, что позиция "автоматизированное рабочее место" отсутствует в КТРУ, заказчиком в извещении указан код позиции ОКПД2: 26.20.15.000. Код ОКПД2 26.20.15 включен в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд Постановлением N 616.
Суммарная стоимость товаров, входящих в закупку составляет более 1 млн. рублей, в связи с чем заказчиком в извещении установлен запрет в соответствии с требованиями Постановления N 616.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
При этом Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации содержит продукцию с наименованием "автоматизированное рабочее место", что свидетельствует о том, что для целей применения Постановления N616 автоматизированное рабочее место является единым целым товаром.
При этом указание в технической части документации отдельных позиций для составляющих АРМ не отменяет факт закупки заказчиком единого комплекса товаров, отнесенных к коду, включенному в перечень товаров по Постановлению N616, установленному Заказчиком в документации.
Вместе с тем, продукция с ОКПД2 26.20.15 в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 878 не входит.
Также, согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства N 145 от 08.02.2017 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно статье 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Заказчик, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, указанными в части 1 указанной статьи.
В рассматриваемом случае объектом закупки является "автоматизированное рабочее место". Соответствующая позиция КТРУ для данного объекта закупки отсутствует, в силу чего, заказчиком указан код в соответствии с ОКПД2 - 26.20.15.000.
Соответственно, довод заявителя относительно неправомерного установления дополнительных характеристик, которые отсутствуют в КТРУ, признается также необоснованным, т.к. Заказчик осуществлял закупку товара в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ без применения КТРУ, т.к. данный товар - АРМ отсутствует в указанном каталоге.
Вышеуказанная позиция также подтверждается соответствующей административной и судебной практикой: решением ФАС России от 15.09.2022 г. по делу N22/44/99/П2, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.10.2021 г. по делу А05-15/2021.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Армтэкс" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 18 октября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022