Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБДОУ детский сад N 66 комбинированного вида Кировского района (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Белова М.О. (далее - Заявитель), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25888-ЭП/22 от 07.10.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку уличного игрового оборудования для нужд ГБДОУ детский сад N 66 Кировского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 26.09.2022, номер извещения 0372200034322000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 887 550, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2022 NИЭА1, заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям извещения о проведении аукциона по следующим основаниям:
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа Индивидуальный предприниматель Белов Максим Олегович (Идентификационный номер заявки: 5, Дата подачи заявки: 04.10.2022 08:40:40 [GMT +3 Москва]) подлежит отклонению по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ:
несоответствия информации и документов в заявке на участие в закупке, предоставленных участником требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно несоответствие характеристик предлагаемого к поставке участником закупки товара, показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Материал профильных труб, необходимых для изготовления детского игрового оборудования каждого товара, представленного в описании объекта закупки "должна быть нержавеющая сталь", в заявке участника предлагается "сталь". В соответствии с п. 5.1.11 Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке Приложения N3 к извещению об осуществлению закупки, в столбце N 14 Приложения N1 к Описанию объекта закупки установлены показатели, значение которых не может изменяться. Участником аукциона в заявке должно быть представлено значение такого показателя товара, соответствующее (равное) значению, установленному в столбце N 14 Приложения N1 к Описанию объекта закупки относительно указанного показателя товара, а также сведения относительно безусловности соблюдения (выполнения, соответствия, представления, принадлежности, наличия, присутствия, отсутствия и т.п.) указанного значения показателя товара (представляемые в виде замены соответствующих предписывающих требований (при их наличии). Таким образом, участник закупки указал иную характеристику, не соответствующую показателям, установленным в описании объекта закупки.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки (Приложение N1 к описанию объекта закупки).
Так, при описании товарной позиции "Песочница тип 1", поставка которой предусмотрена извещением, Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
Материал профильных труб: должна быть нержавеющая сталь (Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться).
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, в описании товара заказчиком использованы следующие виды показателей:
1. Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения указаны в столбцах 5-8 Приложения N1 к Описанию объекта закупки;
2. Показатели, для которых указаны варианты значений указаны в столбце 9 Приложения N1 к Описанию объекта закупки;
3. Показатели, значения которых не могут изменяться указаны в столбце 14 Приложения N1 к Описанию объекта закупки;
4. Показатели, которые определяются диапазоном значений указаны в столбцах 10-13 Приложения N1 к Описанию объекта закупки.
Также Заказчиком определено, что в столбце N 14 Приложения N1 к Описанию объекта закупки установлены показатели, значение которых не может изменяться. Участником аукциона в заявке должно быть представлено значение такого показателя товара, соответствующее (равное) значению, установленному в столбце N 14 Приложения N1 к Описанию объекта закупки относительно указанного показателя товара, а также сведения относительно безусловности соблюдения (выполнения, соответствия, представления, принадлежности, наличия, присутствия, отсутствия и т.п.) указанного значения показателя товара (представляемые в виде замены соответствующих предписывающих требований (при их наличии): указание слова "соответствует" вместо слов "должно соответствовать", указание слова "равно" вместо слов "должно быть равно", указание слов "не содержит" вместо слов "не должен содержать", указание слова "обладает" вместо слов "должен обладать", указание слова "предназначен" вместо слов "должен быть предназначен", указание слова "является" ("будет") вместо слова "должен", "требуется", "необходимо", указание слов "не является" ("не будет") вместо слов "не допускается" и т.п.). Не допускается указывать значение такого показателя товара, соответствующее (равное) значению, установленному в столбце N 14 Приложения N1 к Описанию объекта закупки, используя следующие слова, словосочетания, союзы, союзные конструкции, символьные значения: "должен быть", "должен" (и его производные), "требуется", "должен соответствовать", "необходимо", "обязательно", "допускается", "не допускается", "может быть", "и другое", "и тому подобное", " и т.п.", "и так далее".
Таким образом, исходя из указанного положения инструкции следует, что при описании рассматриваемой товарной позиции по упомянутому показателю участник закупки обязан был указать значение показателя в неизменном виде без использования словосочетания "должна быть".
В заявке ИП Белов М.О. по вышеуказанному показателю указал следующее значение: Материал профильных труб: сталь.
Таким образом, в рассматриваемом случае участник закупки пренебрёг требованиями инструкции и указал значение показателя, несоответствующее требованиям извещения.
В связи с указанными обстоятельствами у аукционной комиссии имелись достаточные основания для отклонения заявки Заявителя по основаниям, указанным в итоговом протоколе.
Учитывая изложенное, приняв оспариваемое Заявителем решение об отклонении его заявки, аукционная комиссии действовала в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС были установлены следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к товарам установлены в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки.
Из Приложения N 1 к извещению о поведении закупки следует, что товар по позиции 1 должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 3916.1-2018 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия" введен в действие 01.04.2019 г. (далее - ГОСТ 3916.1-2018), ГОСТ 8733-74 "Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные и теплодеформированные. Технические требования" введен в действие с 01 января 1976 года (далее - ГОСТ 8733-74), ГОСТ 8734-75 "Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент" введен в действие с 01 января 1977 года (далее - ГОСТ 8734-75), ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" введен в действие с 01 января 1988 года (далее - ГОСТ 8486-86), ГОСТ 13663-86 "Трубы стальные профильные. Технические требования" введен в действие с 01 января 1988 года (далее - ГОСТ 13663-86), ГОСТ 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные. Сортамент" введен в действие с 01 января 1969 года (далее - ГОСТ 8645-68).
При этом, ГОСТ 13663-86 "Трубы стальные профильные. Технические требования" распространяется на профильные бесшовные и сварные трубы общего назначения из углеродистой и легированной стали.
Как было указано выше, Заказчиком установлено требование к материалу профильных труб: "должна быть нержавеющая сталь".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанный ГОСТ не распространяется на тип закупаемого Заказчиком товара. Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам в извещении отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Белова М.О. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 октября 2022 г. N 44-3475/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022