В связи с поступившей от АО "Санкт-Петербург Телеком" (вх. N 22851/22 от 05.09.2022) информацией, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС), в составе:
при участии представителей:
Северо-Западное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Заказчика), по доверенности;
АО "Санкт-Петербург Телеком" (далее - Заявитель), по доверенности;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи (извещение номер N 0172100007522000006).
Адрес проверяемой организации: 190031, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 117, лит. А;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта 359 000,00 руб.
В обращении Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в обращении.
Информация, изложенная в обращении, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Закона о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительствах N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно положений пункта 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 Правил.
Согласно пункту 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в: плане закупок; плане-графике закупок; формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок; извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение); документации о закупке; контракте.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункта 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки
товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Услуга MDM не соответствует и не относится к указанному в извещении ОКПД 2: 61.90.10.140 Услуги по предоставлению телефонной связи и доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет в общественных зданиях.
Таким образом в информации об объекте закупки должны быть указаны КТРУ/ОКПД2 и описание соответственно выполняемым работам, оказываемым услугам и поставляемым товарам.
В соответствии с пунктом 8 Правил использования каталога при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
При этом в случае использования характеристик, не предусмотренных в позиции каталога (КТРУ) должно составляться обоснование использования дополнительных характеристик товара (работы, услуги), (п. 6 Правил использования каталога).
Учитывая изложенное, в состав закупки (лота) включены иные товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные с оказанием услуг подвижной радиотелефонной связи. Данные товары, работы, услуги подлежат описанию и указанию в извещении в соответствии с иным КТРУ/ОКПД2.
Заказчик в извещении о закупке самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования соответствуют положениям Закона о контрактной системе и не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Представители Заявителя на заседании Инспекции УФАС пояснили, следующее:
"Согласно информации, расположенной на официальном сайте компании "Yota" https://www.yota.ru/ в разделе услуги "для смартфона, для планшета" перечислен исчерпывающий перечень услуг, в котором не указана услуга по удаленному управлению и настройке мобильного управления (MDM).
Согласно информации, расположенной на официальном сайте АО "Теле2-Санкт- Петербург" https://spb.tele2.ru/7ysclid46qhfantldl99870055, у Компании отсутствует услуга по удаленному управлению и настройке мобильного управления (MDM). Следовательно, уже два оператора связи не имеют возможности оказывать такие услуги.
Разделение услуг на два лота (услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги MDM) позволит значительно расширить круг потенциальных участников (операторов связи), которые могут предложить наиболее низкие цены за единицу услуги связи. В свою очередь компании, специализирующиеся по предоставлению удаленного доступа к мобильным устройствам (MDM), могут предложить наиболее низкие цены и удобные условия предоставления этих услуг.
Таким образом, услуги подвижной радиотелефонной (сотовой) связи и услуга MDM технологически и функционально не связаны между собой, могут быть оказаны хозяйствующими субъектами отдельно друг от друга. Подобное обобщение различных товаров, работ, услуг в одну закупку (лот) под наименованием услуги подвижной радиотелефонной связи ограничивают конкуренцию между участниками торгов. Кроме того, для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи требуется наличие лицензии на оказание услуг связи, а для осуществления иной деятельности, предусмотренной условиями извещения о закупке лицензия не требуется.".
Заказчиком не были представлены доказательства обратного.
Таким образом Инспекция УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно информации, размещенной в ЕИС, 22.07.2022 Заказчику поступил запрос на дачу разъяснений положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
Заказчиком был 22.07.2022 13:06 (МСК) размещен ответ на вышеупомянутый запрос:
"В соответствии с п.1 ст. 33 и статьи 64 Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика. Таким образом, из смысла вышеуказанных статей Закона N 44-ФЗ следует, что заказчику дано право включать в документацию технические и функциональные характеристики услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения его основной деятельности. Следовательно, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию об открытом аукционе требований к услуге, являющихся значимыми для заказчика.
Для описания объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуги, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе, в необходимой степени, детализировать требования к услуге.
Обращаем внимание Участника закупки на то, что Заказчик в соответствии профилем своей деятельности относится к федеральным органам государственной власти, осуществляющим надзорные функции в сфере транспорта. При этом специфика деятельности настоящего федерального надзорного органа предполагает обязательную постоянную связь государственных служащих, как при нахождении в здании надзорного органа, так при выездах на места с надзорными функциями. Таким образом, Заказчику требуется для осуществления деятельности, связанной с выполнением надзорных функций в сфере транспорта одновременное предоставление как услуг радиотелефонной связи, так и технологически связанных с ними услуг местной телефонной связи. Указанная задача может быть решена исключительно с помощью совместного использования радиотелефонной и местной телефонной связи, требования к которым изложены в том числе в п. 5 технического задания в составе документации к настоящей закупке. При этом Заказчик не ограничивает Участников закупок в реализации указанной услуги и возможности взаимодействия с существующим оператором местной телефонной связи, оказывающим в настоящее время услуги местной телефонной связи для Заказчика.
В связи с изложенным, а также на основании п.1 ст. 33 и статьи 64 Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик считает указанные требования обоснованным и не подлежащим изменению.
В соответствии с п.1 ст. 33 и статьи 64 Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика. Таким образом, из смысла вышеуказанных статей Закона N 44-ФЗ следует, что заказчику дано право включать в документацию технические и функциональные характеристики услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения его основной деятельности. Следовательно, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном
аукционе на право заключения государственного контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи для Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, являющихся значимыми для заказчика.
Описания объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуги, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе, в необходимой степени, детализировать требования к услуге.
Заказчику требуется для осуществления деятельности, связанной с выполнением функций надзорных органов, высокое качество оказываемых услуг связи, а также соответствие Участника закупки высоким стандартам оказания таких услуг. При этом Заказчику необходимо обеспечивать получение качественных услуг радиотелефонной связи как вне помещений, так и в помещениях, а также внутри железнодорожных составов. В связи с изложенным Заказчик считает правомерным требование документации к Участнику по обслуживанию специальных мобильных телефонов, осуществляющих передачу данных в закрытом (шифрованном) виде.
В связи с изложенным, а также на основании п.1 ст. 33 и статьи 64 Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик считает указанные требования обоснованными. Все указанные требования входят в расчет НМЦК.
Таким образом, считаем документацию о закупке, корректной и отвечающей требованиям действующего законодательства Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".".
В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, Инспекция УФАС, усматривает в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком было включено в описание объекта закупки требование о наличии у участника сертификата соответствия ISO 9001:2008.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен, в том числе, указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 данной статьи, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 данной статьи не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 5 Требований к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) оказываемых услуг в документации о закупке установлено требование: "Наличие сертификата соответствия ISSO 9001:2008".
ГОСТ ISO 9001-2008 введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 471-ст для добровольного применения с 13 ноября 2009 года и утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Госстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст, который вводит в действие новый национальный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования".
Федеральная служба по аккредитации разъяснила, что по рекомендации Технического комитета Международного форума по аккредитации в конце переходного периода (15 сентября 2018 г.), действие сертификатов ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004 истечет или будет аннулировано (Разъяснение Росаккредитации от 22.12.217).
Кроме того, ГОСТ ISO 9001-2008 устанавливал требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы для внутреннего применения организациями, а также в целях сертификации или заключения контрактов. Стандарт направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей и соответствующих законодательных и других обязательных требований.
ГОСТ ISO 9001-2008 ISO 9001 является не сертификатом, подтверждающим качество товара или его соответствие определенным требованиям, а регулирует систему менеджмента качества и является внутренним документом предприятия.
Как установлено пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сертификация услуг связи и системы управления качеством услуг связи проводится на добровольной основе. Таким образом, законодатель определил, что какие- либо иные лицензии или сертификаты для оказания услуг связи не требуются.
Инспекция УФАС пришла к выводу, что это излишнее требование Заказчика, поскольку этот параметр не оказывает существенного влияния на потребительские свойства поставляемых услуг, а лишь приводит к искусственному ограничению участников аукциона.
Таким образом в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42, ч. 5 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением государственного контракта.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 сентября 2022 г. N 11-256/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022