Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБУЗ Санкт-Петербургская клиническая больница Российской академии наук (далее - Заказчик):
ООО "Техноимпорт" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 26050-ЭП/22 от 10.10.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на закупку медицинских кроватей лот N 1 (извещение номер 0372100001022000155) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100001022000155. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 709 832, 19 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования и ведения КТРУ); "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил. Если в позиции такого описания нет, Заказчик использует позицию каталога, но требования к характеристикам товара, работы, услуги устанавливает самостоятельно в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением определенных случаев.
Таким образом, Заказчик устанавливает технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара, исходя из своей потребности, потребностей своих пациентов, и в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога КТРУ, Заказчик включает в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Потребность Заказчика в приобретении товара с конкретными функциями и характеристиками не свидетельствует об ограничении конкуренции. Определение потребности в товарах, работах и услугах прерогатива Заказчика и не может быть поставлена в зависимость от наличия, отсутствия и возможности поставки товара каким-либо определенным лицом.
В силу пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями. На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемый Заказчику товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами наряду с иными характеристиками, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что при описании Заказчиком объекта закупки им были установлены следующие требования:
Четыре угловых роликовых бампера выполнены из серой, не оставляющей следов, резины или пластика |
|
|
Наличие |
|
Защита кровати и стен больничного корпуса от механических повреждений при столкновении. Не оставляет следов при столкновении. |
Держатель для костылей фиксируется на каркасе кровати. |
|
|
Наличие |
|
Обеспечивает удобное хранение костылей. Предотвращает их падение на пол. Экономит место в палате. |
Размеры держателя мочеприемника: |
|
|
|
|
|
Длина |
125 |
170 |
|
мм |
Удобство использования мочеприемником и персоналом, и пациентом |
Ширина |
30 |
155 |
|
|
Удобство использования мочеприемником и персоналом, и пациентом |
Высота |
315 |
350 |
|
|
Удобство использования мочеприемником и персоналом, и пациентом |
В своей жалобе Заявитель утверждает, что указанные технические параметры никоим образом не влияют на эксплуатационные свойства кровати, и её использование медицинскими сотрудниками Заказчика.
Данные параметры являются ограничивающими характеристиками для производителей и поставщиков кроватей, так как каждый производитель устанавливает данные параметры самостоятельно.
Описание объекта закупки, как уже было отмечено выше, составлено Заказчиком в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Анализируя приведенные нормы Закона о контрактной системе, можно установить, что задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11604/12 от 29.01.2013).
Проведенный Заказчиком мониторинг рынка показал, что все позиции, указанные в описании объекта закупки, находятся на российском рынке в свободном обращении и предлагаются к поставке большим количеством компаний. Под описание объекта закупки попадают товары как минимум трех разных производителей (К-ДЗМО-3-4-Э (колёса 125 мм, 4 с тормозом, ложе из сетки, 800 мм), (АО "ДЗМО", Россия); Eleganza 1 (Линет, Чешская Республика); THESIS EB0310 (GIVAS (ДЖИВАС), Италия), что подтверждено коммерческими предложениями, наличием размещенных в ЕИС исполненных контрактов, на продукцию, соответствующую запрашиваемым характеристикам, и информацией, размещённой в федеральной информационной системе Росздравнадзора, содержащей сведения о медицинских изделиях и об организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Вместе с тем, Заявитель не привел доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к товару является для него или других участников закупки непреодолимым, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, описание объекта закупки является полностью корректным и не вводит участников закупки в заблуждение, не создает каких-либо необоснованных препятствий для составления корректной заявки, не ограничивает круг участников.
Таким образом, Комиссия УФАС находит данный довод жалобы необоснованным.
2. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Заказчиком закупаются:
Наименование: Кровать адаптационная-6шт
КТРУ: 32.50.30.110-00000105
Описание позиции КТРУ: Работающая от сети (сети переменного тока) кровать, разработанная для человека с ограниченными физическими возможностями, управлять которой может сам находящийся на ней человек и/или обслуживающий персонал с помощью пульта управления, который активирует электродвигатели для регулирования расположения матраса. Опорная платформа для матраса может иметь одну или несколько секций, которые можно регулировать по высоте и/или углу.
Наименование: Кресло для общего осмотра/терапевтических процедур, механическое-1шт
Код позиции КТРУ: 32.50.30.110-00000065
Описание позиции КТРУ: Устройство с ручным приводом, используемое для поддерживания и расположения пациента в сидячем или наклонном положении с целью обеспечения его удобного положения и более легкого к нему доступа во время общедиагностического обследования, консервативного лечения и/или хирургической процедуры. Обычно имеет вращающиеся компоненты и может включать специальные приспособления, например, механизм поднятия и опускания, а также сменные рукоятки. Относительно кресел, в которых применяются медицинские системы, излучающие и детектирующие энергию и/или (например, ионизирующая или неионизирующая радиация, ультразвук, теплота, свет), см. соответствующие термины, относящиеся к креслам, этих систем.
Комиссия УФАС отмечает, что в Перечень N 1 к Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 включено наименование вида медицинского изделия - "Кровати медицинские функциональные", с указанием кода ОКПД2 - 32.50.30.110, следовательно, в данном случае Заказчик должен применять ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении объекта закупки, в связи с тем, что объектом осуществляемой закупки является поставка "Кровати адаптационной", что соответствует наименованию группы Перечня 32.50.30.110 "Кровати медицинские функциональные".
Заказчиком установлены условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н; ограничение допуска и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Оба закупаемых медицинских изделия соответствуют коду ОКПД2 - 32.50.30.110.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, Заявителем не представлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техноимпорт" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 октября 2022 г. N 44-3493/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022