Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):;
ООО "ЗАСЛОН-ИНЖИНИРИНГ" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25892-ЭП/22 от 07.10.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на работы по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "путепровод через ж.д. пути ст. Шушары на 686 км а/д Москва- Санкт-Петербург" с предоставлением простых (неисключительных) прав использования лицензий на программы для ЭВМ (извещение N 0372200290022000135) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 09.09.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200290022000135. Начальная (максимальная) цена контракта - 62 084 329,20 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, и которые выразились следующем:
- в размещении ответа на запрос о даче разъяснений положений извещения, который изменяет суть самого извещения;
- в установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в ЕИС 16.09.2022 г. опубликовано Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 16.09.2022 NРИ1, следующего содержания:
"Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Мостотрест", являющееся заказчиком в соответствии положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предоставляет разъяснения положений аукционной документации при проведении электронного аукциона на работы по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "путепровод через ж.д. пути ст. Шушары на 686 км а/д Москва- Санкт-Петербург" с предоставлением простых (неисключительных) прав использования лицензий на программы для ЭВМ с начальной (максимальной) ценой контракта 62 084 329 рублей 20 копеек (извещение N 0372200290022000135).
Содержание запроса о даче разъяснений положений аукционной документации
1. Прошу разъяснить можно ли в рамках исполнения контракта выполнить оснащение объекта транспортной инфраструктуры Системой охранной телевизионной (для решения задач транспортной безопасности) "Аспект-ТВМ" АДПБ.463257.002 в комплекте в полном соответствии со Спецификацией оборудования, приведенной в приложение N6 к проекту Контракта, а также предусмотренной ранее согласованной СПб ГБУ "Мостотрест" рабочей документацией по титулу 024-2020-5, без предоставления на выбор Заказчику трех эквивалентных решений в соответствии с п. 4.2.4 Описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона?
2. Прошу разъяснить на основании какого документа в п. 4.2.4 Описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона указано дополнительное требование, ограничивающее конкуренцию, о том, что все программное обеспечение в составе программно-аппаратного комплекса должно быть исключительно отечественного производства, состоящее в Едином реестре Российских программ для ЭВМ и баз данных. Указанное требование противоречит Спецификации оборудования, приведенной в приложение N6 к проекту Контракта, а также предусмотренной ранее согласованной СПб ГБУ "Мостотрест" рабочей документацией по титулу 024-2020-5.
3. В соответствии с п. 4.2.4 Описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона все программное обеспечение в составе программно-аппаратного комплекса должно быть исключительно отечественного производства, состоящее в Едином реестре Российских программ для ЭВМ и баз данных. В программно-аппаратный комплекс входит следующие виды программного обеспечения:
- операционная система серверов;
- прикладное программное обеспечение для видеонаблюдения;
- встроенное в видеокамеры программное обеспечение;
- специализированные операционные системы коммутаторов, входящих в состав узлов доступа;
- наборы микропрограмм, входящих в базовую систему ввода-вывода (BIOS).
Последние три вида программного обеспечения отсутствуют в Едином реестре Российских программ для ЭВМ и баз данных. Таким образом невозможно в полном объеме выполнить требование документации. Прошу внести изменения в документацию или разъяснить каким образом следует выполнять указанное требование?
Содержание разъяснений положений аукционной документации.
На основании ч. 5 ст. 42 Закона Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Мостотрест" сообщает следующее.
Ответ на вопрос 1: Выполнение работ по оснащению объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности должно осуществляться в строгом соответствии с техническим заданием и приложением N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона". В течении 10 календарных дней с момента заключения контракта Подрядчик обязан предоставить на согласование Заказчику на выбор не менее трех эквивалентных решений программно-аппаратных комплексов (далее - ПАК) и/или систем для видеонаблюдения и видео-аудио записи для решения задач транспортной безопасности, а Заказчик в свою очередь, в течении 10 календарных дней - выбрать одно решение из трех предложенных Подрядчиком к применению. Параметры эквивалентности представлены в таблице N 2 приложения N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона".
Ответ на вопрос 2: На основании Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев когда в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
Рабочей документацией предусмотрен монтаж системы охранной телевизионной (для решения задач транспортной безопасности) "Аспект-ТВМ" созданной на базе программной платформы Milestone Xprotect, страна производитель Дания (входит в список недружественных стран). С учетом текущей государственной политики в сфере импортозамещения операционных систем семейства Windows ("Milestone systems A/S" не поддерживает работу под управлением операционных систем с входящими в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных), а также невозможностью поставки лицензий Milestone Xprotect и поддержки производителя ПО Milestone на территории РФ в постгарантийный период (компания официально ушла и России) дальнейшее использование вышеуказанного решения не представляется возможным.
В связи с тем, что указанная в Приложении N 6 к проекту Контракта система охранная телевизионная (для решения задач транспортной безопасности) "Аспект-ТВМ" имеет аналоги в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных соответствующие тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, устанавливается запрет в соответствии с пунктом 2 Постановления.
Ответ на вопрос 3: В связи с тем, что встроенное в видеокамеры программное обеспечение, специализированные операционные системы коммутаторов, входящих в состав узлов доступа и наборы микропрограмм, входящих в базовую систему ввода-вывода (BIOS) отсутствуют в Едином реестре Российских программ для ЭВМ и баз данных, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236."
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что опубликованное Заказчиком разъяснение содержит предмет запроса, а также ответы на каждый поставленный перед Заказчиком вопрос.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих, что представленные Заказчиком ответы изменяют суть извещения о закупке.
При указанных обстоятельствах, у Комиссии УФАС нет достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
2. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Объектом закупки является право заключения контракта (гражданско-правового договора) на выполнение работ по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "путепровод через ж.д. пути ст. Шушары на 686 км а/д Москва- Санкт-Петербург" с предоставлением простых (неисключительных) прав использования лицензий на программы для ЭВМ.
В п. 4.2.4. Приложения N1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона" установлены требования к программному обеспечению.
Комиссия УФАС констатирует, что объект рассматриваемой закупки предусматривает поставку, в том числе, программного обеспечения.
В Извещении о проведении рассматриваемой закупки Заказчиком установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Исходя из изложенного, Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика нарушений Законом о контрактной системе в части установления в извещении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств,
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЗАСЛОН-ИНЖИНИРИНГ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 октября 2022 г. N 44-3517/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022