Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "АВИС" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25903-ЭП/22 от 07.10.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по устройству системы вентиляции пищеблока ГБДОУ N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по адресу: пр. Новочеркасский, д. 14, лит. А, для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200080322000010),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по устройству системы вентиляции пищеблока ГБДОУ N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по адресу: пр. Новочеркасский, д. 14, лит. А, для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200080322000010) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 68 961,85 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АВИС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АВИС" заключен государственный контракт N 67-ПСД/22 от 03.06.2022 на сумму 68 961,85 рублей (ориентировочное значение цены контракта) (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.10 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 20.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АВИС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по разработке проектно-сметной документации по устройству системы вентиляции пищеблока ГБДОУ N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по адресу: пр. Новочеркасский, д. 14, лит. А, для нужд Санкт-Петербурга (далее - Услуги) в течение 30 календарных дней с момента заключения Контракта (п. 2.7 Контракта).
В связи с неисполнением Участником принятых на себя обязательств по Контракту, выразившемся в неосуществлении оказания Услуг в соответствии с Контрактом, Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.10 Контракта, п. 3 ст. 723 ГК РФ, ст. 523 ГК РФ принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.09.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 04.10.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Согласно п. 4.1.3 Контракта по окончании оказания Исполнителем Услуг Заказчик обязан осуществить приемку их результата в соответствии с условиями настоящего Контракта по результатам экспертизы выполнения условий Контракта.
Согласно Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту), Заказчик перед началом оказания Услуг обязан передать документы для начала оказания Услуг.
14.06.2022 ООО "АВИС" запросило у Заказчика документы для начала оказания Услуг в связи с их отсутствием.
06.07.2022 ОО "АВИС произвело оплату штрафа по претензии Заказчика и выслало информацию о сбое программного обеспечения.
14.07.2022 ООО "АВИС" направило в адрес Заказчика письмо и план для согласования оборудования. Однако, официального ответа от Заказчика не было получено.
01.08.2022 ООО "АВИС" направило Заказчику платежное поручение об оплате штрафа по претензии.
02.08.2022 ООО "АВИС" направило Заказчику проект проектно-сметной документации для согласования. При этом, официального ответа от Заказчика в адрес Участника получено не было.
10.08.2022 ООО "АВИС" повторно направило Заказчику проект проектно-сметной документации для согласования. Официального ответа не было получено от Заказчика.
15.08.2022 ООО "АВИС" отправило повторно проект проектно-сметной документации для согласования. Официального ответа не получено.
18.08.2022 ООО "АВИС" направило Заказчику смету, включающую спецификацию и ведомость объемов работ, для согласования повторно. Однако официальный ответ от Заказчика в адрес Участник не поступил.
19.08.2022 ООО "АВИС" отправило проектно-сметную документацию для согласования повторно. Официальный ответ от Заказчика не был получен.
20.08.2022 ООО "АВИС" отправило в адрес Заказчика уведомление о приостановлении работ по Контракту.
Согласно п. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Таким образом, из содержания указанных норм следует то, что подрядчик обязан уведомить заказчика об обстоятельствах, которые создают невозможность завершить работу в срок.
При соблюдении такого условия законом допускается право подрядчика приостановить выполнение работ до получения соответствующих указаний заказчика.
Данное уведомление было выслано в адрес Заказчика.
Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (ст. 718 ГК РФ).
Заказчик не предоставил Участнику необходимые документы, в следствии чего отсутствовала возможность определить потребности Заказчика. В этой связи у ООО "АВИС" отсутствовала возможность оказывать Услуги по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "АВИС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "АВИС" (ИНН: 4707035904) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 октября 2022 г. N РНП-78-1295/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2022