Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ спортивная школа олимпийского резерва по футболу "Зенит" (далее - Заказчик):
ИП Тарасенко Владимира Николаевича (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26062-ЭП/22 от 10.10.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку футбольных мячей (извещение N 0372200097622000021),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку футбольных мячей (извещение N 0372200097622000021) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 999 440,24 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.07.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Тарасенко В.Н.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Тарасенко В.Н. заключен государственный контракт N 0372200097622000021-01 от 18.07.2022 на сумму 1 859 479,24 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случаях:
- поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товара;
- в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Тарасенко В.Н.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку футбольных мячей (далее - Товар) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта), т.е. до 08.08.2022.
В установленный Контрактом срок Товар Участником поставлен не был, в связи с чем Заказчиком была направлена претензия от 12.08.2022 о нарушениях сроков поставки Товара.
Повторное уведомление о неисполнении Контракта была направлено Участнику 18.18.2022.
Вместе с тем по состоянию на 06.09.2022 обязательства по поставке Товара не были выполнены Участником, ввиду чего Заказчик на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.5 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.09.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Тарасенко В.Н. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.10.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в период подачи/подготовки заявки для участия в Аукционе ИП Тарасенко В.Н. было получено ценовое предложение от потенциального поставщика и ИП Тарасенко В.Н. было принято решение об участии в электронном Аукционе.
После размещения протокола подведения итогов электронного аукциона, а именно 04.07.2022, ИП Тарасенко В.Н. обратился к поставщику с просьбой выставить счет, с целью дальнейшей оплаты за Товар. Однако, поставщиком было сообщено об отсутствии возможности произвести отгрузку Товара по причине нехватки контейнеров, а также трудностями с логистикой по причине наводнения в Пакистане (прервано воздушное, автомобильное и железнодорожное сообщение, 25.08.2022 в Пакистане объявлено чрезвычайное положение). В Пакистане располагаются фабрики по изготовлению мячей фирмы Adidas.
По словам Участника, в рамках размещенного технического задания, являющегося приложением к Контракту, к поставке подходили исключительно мячи фирмы Adidas, без возможности поставки "эквивалента".
17.07.2022 между ИП Тарасенко В.Н. и Заказчиком был заключен Контракт.
Представитель Участника пояснил, что с целью исполнения взятых на себя обязательств по Контракту ИП Тарасенко В.Н. были предприняты всевозможные меры по недопущению срыва исполнения Контракта, а именно, ИП Тарасенко В.Н. был произведен поиск возможных поставщиков, однако никто не мог произвести поставку футбольных мячей немецкой фирмы Adidas по причине ухода компании с российского рынка. ИП Тарасенко В.Н. также была произведена попытка приобретения футбольных мячей через официальный интернет-магазин компании Adidas, однако при попытке оформить заказ сайт сообщал о невозможности оформлении заказа в связи с приостановлением работы розничных магазинов, сайта и приложения. Произвести поставку Товара с улучшенными характеристиками в рамках ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе или поставку эквивалента было невозможно, т.к. компания Adidas является главным поставщиком мячей по всему миру и аналогов данный Товар не имеет.
Производитель Товара, поставляемого в рамках Контракта, является фирма Adidas (немецкая транснациональная компания), в свою очередь Федеративная Республика Германия является недружественной страной, согласно перечню иностранных государств, в рамках Распоряжения Правительства от 05.03.2022 N 430-р, по причине введения в отношении России санкций.
Существенное изменение обстоятельств, из которых сторона исходила при подаче участии в аукционе признается существенным, когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы сторона могла это разумно предвидеть, заявка вообще не была бы подана. (ст. 451 ГК РФ).
Согласно п. 1, п. 2. ст. 401 ГК РФ лицо не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, однако в сложившейся ситуации полностью отсутствует моя вина, а имеет место быть ограничения, препятствующие приобретению товара, а именно отсутствие требуемого товара в свободной продаже.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Тарасенко В.Н. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку невозможность исполнения Контракта возникла вследствие введения санкций и мер ограничительного характера (в частности в отношении закупаемого (поставляемого) Товара, отсутствие Товара в продаже и невозможность его приобретения).
Вместе с тем требование к торговой марке футбольных мячей не содержится в Спецификации к Контракту.
Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документы, подтверждающие отсутствие Товара, соответствующего условиям Контракта, на территории Российской Федерации, а также документы, подтверждающие добросовестное поведение при исполнении Контракта.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении ИП Тарасенко Владимира Николаевича в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Тарасенко Владимира Николаевича, ИНН: 744818394614, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Тарасенко Владимира Николаевича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.10.22 |
12.10.22 |
10.10.22 |
0 |
10.10.22 |
17.10.22 |
17.10.22 |
0 |
20.10.22 |
20.10.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 октября 2022 г. N РНП-78-1305/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022