Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Новая Эра" (далее - Заявитель, ООО "Новая Эра") действующего на основании доверенности от 10.10.2022 б/н, в отсутствии представителя администрации Курджиновского сельского поселения (далее - Заказчик) надлежащим образом извещенных уведомлением от 03.10.2022 N2452-9/5, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Новая Эра", рассмотрев жалобу ООО "Новая Эра" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0179300002722000001 "Текущий ремонт автомобильных дорог Курджиновского сельского поселения" (далее - конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Новая Эра" на действия Конкурсной комиссии Заказчика при проведении конкурса.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители Заказчика, оператора электронной площадки АГЗ РТ, в том числе ООО "Новая Эра" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Новая Эра" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
12.10.2022 года от Заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "Новая Эра", согласно которым представленная участником закупки независимая гарантия составлена не по форме предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 09 августа 2022 г. N1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Рассмотрение жалобы ООО "Новая Эра" Комиссией состоялось 13 октября 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Новая Эра", проанализировав письменные пояснения, представленные Заказчиком, выслушав представителя Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
16.09.2022 в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным органом опубликован открытый конкурс в электронной форме N0179300002722000001 "Текущий ремонт автомобильных дорог Курджиновского сельского поселения" (извещение о проведении конкурса - 16.09.2022) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта-3 794 836,80 рублей.
В извещении о проведении конкурса предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 16.09.2022; Дата и время окончания срока подачи заявок - 03.10.2022 в 08:00 ч.; Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 04.10.2022; Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 05.10.2022.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу итогов электронного конкурса N0179300002722000001 от 04.10.2022 заявка участника с идентификационным номером N28481 отклонена Конкурсной комиссией по следующим основаниям: несоответствие независимой гарантии требованиям законодательства, отклонение по п.7 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что независимая гарантия соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем решение Конкурсной комиссии является неправомерным.
Согласно ч.2. ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с п. 4 ст. 368 Гражданского кодекса Российской Федерации в независимой гарантии должны быть указаны:
дата выдачи;
принципал;
бенефициар;
гарант;
основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения;
срок действия гарантии;
обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
В силу ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе независимая гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе. Срок действия независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных ст. 45 Закона о контрактной системе реестрах независимой гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии условиям, указанным в ч. 2 и 3 ст.45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ч. 15 ст. 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований ст. 44 и 96 Закона о контрактной системе;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) в силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1.2 ст. 45 Закона о закупках перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки представлена независимая (банковская) гарантия N37718-22-10 выданная ПАО "Промсвязьбанк", которая входит в перечень банков, соответствующих установленным требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, о том, что у Конкурсной комиссии Заказчика не имелось оснований для признания независимой гарантии не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии Заказчика нарушают п.7 ч.12 ст.48 Закона о контрактной.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно извещению о проведении конкурса в электронной форме N0179300002722000001 установлен следующий срок исполнения контракта: "Срок начала исполнения - 17.10.2022, срок окончания исполнения - 25.12.2022".
При этом в пункте 1.3. раздела 1 "Предмет контракта" проекта контракта Заказчиком установлено: "Все работы должны быть выполнены с момента заключения контракта до 25 декабря 2022 года".
С учетом вышеизложенного не представляется возможным установить надлежащую дату заключения контракта.
Таким образом, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, в части установления сроков выполнения работ противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика, установившего различные сроки исполнения контракта, нарушение п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: подача одной жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении нескольких закупок, не допускается.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России рассматривается жалоба ООО "Новая Эра", поданная только в рамках проведения Заказчиком закупки N0179300002722000001.
Таким образом, довод жалобы по другой закупке в рамках рассмотрения жалобы по закупке N0179300002722000001 не подлежит рассмотрению Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Эра" обоснованной.
2. Признать администрацию Курджиновского сельского поселения, Конкурсную комиссию администрации Курджиновского сельского поселения нарушившей п. 8 ч. 1 ст. 42, п.7 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать администрации Курджиновского сельского поселения, Конкурсной комиссии администрации Курджиновского сельского поселения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N009/06/106-103/2022 от 14.10.2022 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 14 октября 2022 г. N 009/06/106-103/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022