Резолютивная часть оглашена
18.10.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "ЛВД" на положения котировочной документации при проведении запроса котировок по объекту закупки: "Поставка шовного материала (лот N5) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П.Полякова" в 2022-2023 г." (извещение N 0342200004922000048, начальная (максимальная) цена контракта - 997 540,68 руб.), поставка шовного материала (лот N6) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П.Полякова" в 2022-2023 г. (извещение N 0342200004922000049, начальная (максимальная) цена контракта - 985 059,00 руб.), поставка шовного материала (лот N7) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П.Полякова" в 2022-2023 г. (извещение N 0342200004922000050, начальная (максимальная) цена контракта - 990 374,76 руб.), поставка шовного материала (лот N8) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П.Полякова" в 2022-2023 г. (извещение N 0342200004922000051, начальная (максимальная) цена контракта - 977 922,72 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ЛВД" на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, а именно Заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки (характеристики шовного материала), что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобы, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
При описании объекта закупки Заказчик, прежде всего, руководствуется своими потребностями как учреждение здравоохранения в целях оказания качественной медицинской помощи пациентам.
Потребность Заказчика в приобретении товара, отвечающим характеристикам, установленным извещением о проведении закупки, связано с особенностью оказания медицинской помощи по профилю "кардиология". Шовный материал, изготовленный их полипропилена с добавлением полиэтилена эластичный, вызывает минимальную реакцию в тканях и быстро инкапсулируется, и также обладает контролируемым линейным растяжением, что обеспечивает прочный и надежный узел. Благодаря этим свойствам, данный вид шовного материала получил широкое применение в сердечно-сосудистой хирургии, в частности при протезировании сердца и прошивании сердечных сосудов. Шовный материал из полипропилена с добавлением полиэтилена легко протягивается через проколы сосуда, не прорезая его. В момент растяжения анастомоза после пуска крови по сосуду происходит перераспределение натяжения в стежках тканей, чем достигается быстрая герметизация шва анастомоза.
Продольные насечки или квадрат со скругленными углами обеспечивают надежную фиксацию иглы в иглодержателе под любым углом в узкоограниченном пространстве, что уменьшает время операции и имеет прямое положительное влияние на жизнь и здоровье пациента. Мнение экспертов подтверждает, что "устойчивость в иглодержателе - важное эксплуатационное качество хирургической иглы. Продольные канавки, или борозды, по внутренней или наружной поверхностям тела изогнутой иглы способствует прочной фиксации иглы между ребристыми или мелкозернистыми поверхностями браншей иглодержателя. Такие иглы не вращаются, не отклоняются в сторону и не смещаются каким-либо иным образом." "Нить Плюс Игла. Шовный материал вобщехирургической практике." Руководство для врачей. -М.:АМА-ПРЕСС, 2012. - 188с., илл. Авторы: Гостищев В.К. - заведующий кафедрой общей хирургии Первого Московского государственного университета имени И.М. Сеченова; президент Ассоцииации общих хирургов России, академик РАМН, профессор. Евсеев М.А. профессор кафедры общей хирургии Первого Московского государственногоуниверситета имени И.М. Сеченова; доктор медицинских наук, профессор. Наличие продольных насечек квадрата со скругленными углами является технологическим преимуществом при проведении определенных технических операций, где возможность кручения, отклонения иглы в сторону исключены, в местах ограниченного пространства. Необходимость в данном требовании продиктована опытом специалистов - оперирующих хирургов и подкреплена мнением экспертов. Ребристая часть тела иглы предназначена для надежной фиксации в иглодержателе. Ребристая поверхность в отличие от гладкой (площадки) снижает риск соскальзывания иглы, риск травматизации, а также обеспечивает прогнозируемые места вкола/выкола иглы, что позволяет выполнять операции с высокой точностью и в максимально короткое время для снижения риска угрозы жизни пациента.
Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения котировок в электронной форме, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заказчик установил требования на основании лечебной практики и потребности учреждения здравоохранения, для своевременного выполнения задач, стоящих перед медицинскими специалистами, с целью обеспечения качественного оказания медицинских услуг населению, выполнения функций и полномочий учреждения здравоохранения, а также указал обоснование включения характеристик.
Включенные заказчиком характеристики приведены с диапазонами (допусками), что позволяет потенциальному участнику самостоятельно определить товар к поставке, поскольку такой диапазон не содержит одного четкого показателя, которому должна соответствовать та или иная характеристика товара. На территории Российской Федерации зарегистрированы и реализуются шовные материалы нескольких производителей, отвечающих требованиям Заказчика, например, "Оптилен" (производитель "Б. Браун Сурджикал С.А."), Polypropylene Monofilament (производитель "Хуаюин Медикал Инструментс Ко., Лтд."), "Ортопилен" (производитель ООО "МЗКРС-шовные материалы"), что подтверждает отсутствие ограничения конкуренции и установления избыточных и/или уникальных требований/характеристик, препятствующих участию в электронном аукционе.
По результатам котировок в электронном виде N 0342200004922000050 и N 0342200004922000051 было подано 2 заявки с разным шовным материалом, а именно:
- Нить хирургическая синтетическая монофиламентная нерассасывающаяся "Оптилен" (OptileneR), производитель "Б. Браун Сурджикал С.А.", Королевство Испания, NРЗН 2017/6386 от 07 июля 2022 года
- Материал шовный хирургический стерильный нерассасывающийся синтетический, с иглами Полипропилен (Polypropylene Monofilament), производитель "Хуаюин Медикал Инструментс Ко., Лтд." Китайская Народная Республика, N ФСЗ 2012/12470 от 24 июля 2012 года.
Заявитель явку на рассмотрение жалоб не обеспечил, доводы Заказчика не опроверг.
Также, Комиссией принято во внимание обстоятельство представления трех коммерческих предложений для расчета начальной (максимальной) цены контракта, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов поставить товар, предусмотренный документацией.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы ООО "ЛВД" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 октября 2022 г. N 433-14839-22/4 (ключевые темы: характеристика - контрактная система в сфере закупок - государственное бюджетное учреждение - государственные и муниципальные нужды - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022